Осознанное мышление
0 комментариев
668 просмотров

Как психологически подготовить ребенка к ЕГЭ

Каждый любящий родитель хочет для своего ребенка самого лучшего. Мы принимаем участие в жизни наших детей и, конечно же, в особых ситуациях всегда находимся рядом.

Точка перехода между школой и ВУЗом – это ЕГЭ, Единый Государственный Экзамен, который сегодня необходимо сдать для поступления в любое высшее учебное заведение. Для школьников это волнительное мероприятие. Наш эксперт Анна Малкова, учредитель и директор Образовательной компании, поделилась рекомендациями на тему осознанной подготовки к ЕГЭ.

- Чем взрослые могут помочь поступающим школьникам?

- Многие родители, проявляя чрезмерную заботу о своих детях, пытаются оградить их от любых сложностей. Они опекают 17-летнего, практически взрослого человека, как трехлетнего малыша. Тем самым они лишают своего сына или дочь возможности быть самостоятельным.

Такие родители говорят: «Не волнуйся, если что, пойдешь на платное. Мы заплатим. А если после ВУЗа не устроишься, я возьму тебя к себе на работу». И в этот момент у детей, естественно, возникает протест: «Нет, я сам!» Или не возникает, и такая затянувшаяся инфантильность – еще хуже.

Дорогие родители! Ребята в 16-17 лет – вполне взрослые. Им нужна ваша поддержка, но при этом их не нужно водить за ручку, как малышей. Вы не сможете прожить жизнь за своих детей. Выбор ВУЗа, подготовка к экзаменам, пресловутые школьные оценки – это их зона ответственности. Только там выпускник может стать взрослым. Стать индивидуальностью.


- Какие проблемы с выбором профессии встречаются чаще всего?

- Очень часто родители настолько близко к сердцу принимают этап поступления в ВУЗ, что делают из этого проблему, которую решают сами, иногда даже не спрашивая мнения детей.

Например, папа с мамой совещаются и вспоминают, что, когда они были молодым, лучше всего зарабатывали юристы. «Сынок, - говорят они, - иди в юридический». Сынок идет в юридический, но вообще не понимает, зачем и что это такое. Ему нравится писать музыку, а его заставляют учить обществознание, которое ему никак не дается. Отрывают от любимых барабанов, и тащат по репетиторам. Но он вежливый, он не хочет расстраивать маму с папой.

- 80% детей, которые приходят к нам на курсы, говорят «Я иду в экономический». И я понимаю, что этот выбор чаще продиктован родителями. И выбора самого выпускника здесь не было.

Вторая причина проблем с выбором профессии – ограниченный жизненный опыт выпускников. Детям трудно решить кем быть и куда поступить, потому что они часто не знают, из чего выбирать. Задача родителей - расширить кругозор своих детей. Показать им свою работу, работу своих друзей и знакомых. Познакомить с успешными людьми разных профессий из своего круга. Показать, что есть разные образы жизни – работа по найму, фриланс, свой бизнес и другие.


283667012.jpg


- Почему многие школьники боятся ЕГЭ?

- Существуют (и всегда существовали) страшилки на тему экзаменов. «А вот одна девочка десять лет подряд поступала в медицинский, не поступила и всю жизнь проработала уборщицей, а потом умерла». Когда я поступала, мы и друг другу такие страшилки рассказывали, и учителя добавляли. Это из серии «В черном-черном доме есть черная-черная комната…» Что могу рекомендовать родителям и учителям? – Относиться к таким страшилкам иронично.

И главное - не надо нагнетать эту сверхважность сдачи экзамена. Не надо делать его гиперзначимым событием, делать страшные глаза и говорить: «сейчас или никогда». ЕГЭ – это не главное событие в жизни, и относиться к нему надо проще.

Сейчас последний звонок в школе отмечаются так же пышно, как и свадьба. А в общем-то – закончил школу, ну и что? Просто начнется другой этап жизни. А сегодня у многих школьников создаётся ощущение: «Я поступаю - попадаю в Рай, а если не поступаю - в Ад». Но ведь это не так, и мы, взрослые, это знаем! В конечном счете первокурсник попадает не в какую-то область вечного счастья, он просто попадает в ВУЗ, где свои правила и законы, постоянные сессии, где ты предоставлен сам себе и за свои успехи отвечаешь сам.


- В таком случае, в чем заключается психологическая помощь со стороны родителей?

- Родителям необходимо относится к экзамену проще и конструктивнее: есть задача, которую нужно решить. Узнать, какое количество баллов нужно набрать для поступления в тот или иной ВУЗ, понять, достаточно ли школьных знаний ребёнку. Чаще всего – недостаточно, и тогда надо выбрать курсы или репетитора. Родители могут ненавязчиво послушать, как репетитор преподносит материал. Когда рассказывает хороший преподаватель - даже человеку, не имеющему отношения к этому предмету, становится все понятно.


321341123.jpg


Не стоит становиться строгим контролером для своих детей. Вопросы: «Ну как дела в школе?» или: «Ну, какие у тебя оценки?» только мешают доверительным отношениям с детьми. Как правило, сын или дочка просто отвечают: «Все нормально».


Были такие опросы у школьников «Как вы хотите провести ближайшие выходные? В соц. сетях или с родителями?» Большинство говорили: «Я хотел бы с родителями, но родители сидят в соц.сетях или вообще заняты чем-то другим».


Многие родители сами берутся за подготовку своих детей к ЕГЭ. Рассуждают они примерно так: «Я же сдавал экзамен по математике 25 лет назад! Почитаю учебник, объясню, как могу!» Вот и объясняют, как могут, быстро теряя терпение. Как правило, дети в той или иной форме отказываются от таких попыток помощи.

Будет намного лучше, если вы найдете интересный формат общения или активности для себя и своих детей. Это может быть совместный просмотр хороших фильмов, прогулка по парку или покатушки на велосипедах. Проведите время весело, а постижение математики, физики или химии доверьте репетитору-профессионалу.

Такие поступки без слов и деклараций дают почувствовать: «Мы с тобой», «Ты можешь мне доверять, и я тебе тоже полностью доверяю. Я - твой друг, если что - я приду к тебе на помощь». Это очень важно для детей в переходном возрасте.


- На что еще важно обратить внимание родителям в период подготовки к ЕГЭ?

- Есть родители, которые спрашивают: «Как заставить ребенка учиться?» Ответ на этот вопрос – никак. Заставить нельзя никак. В 16-17 лет мотивация к изучению мира, к утверждению себя в мире колоссальна. Учиться хочется, потому что это круто. И если старшеклассник не хочет учиться – у этого должна быть причина. Может быть, потеря веры в свои силы. Может быть, навязанная цель. Здесь надо помочь разобраться, а не заставлять.

- Ребята, которые приходят к нам учиться, мотивированы, собраны и ответственны как никогда в жизни. Они хотят поступить: «Я поступил – значит, я достиг важнейшей цели, я сделал это». Мотивация у них уже есть!

Можно помочь и тем, у кого пока не получается. Есть ребята, которые очень хотят, но чувствуют, что не дотягивают. А ведь освоение любого школьного предмета – это просто дело техники. И часто все дело сводится к тому, чтобы найти репетитора, который хорошо знает и интересно умеет рассказывать физику, литературу, математику или биологию.

Очень часто у детей не хватает уверенности, потому что просто не хватает знаний.


71234989.jpg


В помощи, как ни странно, нуждаются и отличники. У отличников есть своя особенность, название которой – перфекционизм. Им хочется сделать все идеально, лучше всех. И если ваш ребенок отличник, он так же, если не больше, нуждается в вашей поддержке. Отличников иногда нужно останавливать – чтобы не занимались сутками без перерыва и чтобы спокойно относились к возможному проигрышу.

Не стоит транслировать идею: «Я буду любить тебя только с пятёрками». Хорошо, когда ребенок знает, что родители его любят и ценят и с четверками, и с двойками. И вообще любым!

Трудно быть 17-летним. Вокруг взрослые, состоявшиеся люди. Фразу: «Вот я в твои годы!» - многие дети воспринимают буквально. Они действительно считают, что папа и мама были какими-то особенными, идеальными. Не получали двоек, не отправлялись на пересдачи и не курили исподтишка. Отсюда переживания и неоправданные комплексы.

Не давите ребят своим примером.


- Как школьникам справиться с волнением?

- А надо ли это – справляться с волнением? Желая любой ценой справится с волнением, многие начинают пить валерьянку или другие успокоительные. После этого наступает блаженное состояние дохлой черепахи. Он идет такой заторможенный на экзамен, то ли засыпает, то ли в каких-то грезах витает. Что-то пытается написать. Полное успокоение, напишу - не напишу, да какая разница.

Нам не нужно успокаиваться до состояния бревна!

Помните! Легкое волнение и тонус – нормально. На экзамене очень важно следить за временем, поэтому на наших тренингах и интенсивах мы всегда ведем хронометраж. Важно находиться в осознанном состоянии, чтобы увидеть возможные ошибки и вовремя их исправить.


270696413.jpg


- Что случается, когда ученики и их родители прибегают к сомнительным «помощникам» при сдаче ЕГЭ?

- В интернете множество форумов, где школьники делятся опытом употребления всевозможных «волшебных таблеток». Если такую съесть, двое суток можно не спать и работать. Сколько народу уже этими таблетками, такими «витаминами» для мозга, стимуляторами испортили себе здоровье!

Дли одних это клиника, для кого-то - реанимация. Поэтому никаких таблеток и стимуляторов! Никакой экзамен не стоит подорванного здоровья. Не нужно устраивать апокалипсис из экзамена. Не нужно считать, что, сдавая этот экзамен, спасаешь мир. Ничего подобного. Сдавая ЕГЭ, просто переходишь в другое состояние - состояние студента.


496115566.jpg


- Как быть, если ЕГЭ все же не сдан?

- Даже если ребенок не сдает экзамен как надо, то ничего страшного не происходит. Можно подготовиться и сдать на следующий год, можно продумать запасной вариант. Если не получилось в один ВУЗ, пойти в другой. Если не получилось поступить в России – значит, поступить за границей. Имейте всегда запасной план! Это отлично разгрузит психику школьника.

Задача родителей здесь – отнестись к экзамену спокойно. Может быть даже устраниться из этого процесса. Можно поинтересоваться пораньше, в 9-10-м классе у ребенка: «Кем хочешь стать? Что тебе интересно?» И если между вами хорошие отношения, сын или дочка, как правило, все рассказывают. Можно спросить, какая нужна помощь. Если нужны курсы, репетиторы, то выбирать не за ребёнка, а вместе с ребёнком.

Поступление – это дело самого человека. Можно подсказать, посоветовать, расширить кругозор, но не решать за него.

Если заметно, что сын или дочь хочет решить какой-то вопрос самостоятельно, пусть решает, потому что 17 лет – это возраст, когда человек может выбирать. И не нужно переоценивать значимость экзамена. Это всего лишь одна ступенька. Таких ступенек будет еще очень, очень много!

Анна Малкова
Поделиться статьей
Похожие статьи
Мама, ты меня любишь?
Почему события многолетней давности влияют на нашу жизнь сегодня
Освоить новую профессию в 45 лет
Сделать это проще, чем в юности
Комментарии

Возврат к списку

Спасибо, Вы успешно зарегистрировались.
Авторизация будет доступна после одобрения администратором.