- Как давно вы занимаетесь детским фитнесом?
- Уже двенадцать лет я работаю в сфере детского фитнеса. С первого курса института я работала инструктором групповых программ, потом писала диплом на тему детского фитнеса, и у нас была предусмотрена практическая экспериментальная часть. Я отправилась в фитнес-клуб, начала заниматься с детьми. Это было необычно, мне очень понравилось, и я осталась в этом направлении. А сейчас детский фитнес развивается так же активно, как и взрослый.
- Какова мотивация ваших клиентов?
- Кто-то хочет, чтобы ребенок просто чем-то занимался. Кто-то хочет укреплять здоровье. Кто-то приходит к нам для получения точечных навыков. Мы общаемся с родителями, рассказываем им о том, что два раза в неделю посещать танцы – это не совсем правильно, потому что должен быть комплексный подход. То есть, чтобы танцевать, нужно еще и укреплять мышцы, увеличивать гибкость, неплохо бы позаниматься балансом, равновесием. В итоге – составляем программу посещения клуба.
- Индивидуальную для каждого ребенка?
- Да. Есть расписание: обязательно ходить в бассейн, на танцы, укреплять мышечный корсет, делать осанку – и только тогда мы с вами получаем результат. А задача каждого тренера в том, чтобы ребенок захотел прийти еще раз.
- Для этого какие-то игровые элементы используются? Или детская психология?
- Безусловно, и то и другое. Но для себя я решила, что психология первична. Мы стараемся под каждый возраст подбирать свои способы общения. Например, дошкольники: детская психология говорит нам о том, что ведущий тип деятельности – сюжетно-ролевая игра. И вот приходят малыши, начиная с трех лет, мы им рассказываем сказку, и в этой сказке чем-то занимаемся. Это непременно завязка, преодоление препятствий, трудностей, логичное завершение и выход из истории. Вот тогда ребенок попадает в комфортную среду, и в этом общении, в этом мире ему нравится. Или младшие школьники, которые учатся социализации, общению друг с другом: подбираем уже больше эстафет, командных игр, упражнений на взаимодействие друг с другом.
Не всем детям нужен спорт в классическом понимании, кому-то нужна физическая культура. В детском фитнесе работают над тем, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса, от того, что он делает здесь и сейчас.
То есть слово «фитнес» здесь подразумевает образ жизни. Развитие должно быть мягким, комплексным, чтобы дети могли попробовать все.
- Есть ли какие-то противопоказания к занятиям?
- Если мы говорим о группе, то, безусловно, никакой коррекции не подразумевается. Это не группа ЛФК, лечебной физкультуры. Если мы говорим о групповых занятиях в клубе, то дети должны быть здоровые – это самое главное. Когда есть сомнения, некоторые особенности – не говоря уже про болезни – возможна только индивидуальная работа. И один на один можно много чего исправить.
Осанка, наверное, ключевое. Ее можно править до 14 лет, это очень пластичный возраст.
- К сожалению, большинство фитнес-клубов не работают со сложными детьми…
- Все верно. А кому-то требуется специализированный центр, кому-то нужна лечебная физкультура. Это особые условия, существует определенная техника безопасности, жесткие физические ограничения. В идеале, детский клуб, как и фитнес в принципе – для здоровых детей. У нас же нет сезонности, мы не набираем классы. Каждый ребенок может присоединиться к группе и 1 сентября, и 1 января, и 1 мая – почему бы и нет? Поэтому можем позволить себе работать с любыми детьми. У нас трудятся замечательные педагоги, которые исправляют многое.
- Посредством физических упражнений?
- Физических, развивающих. Чем больше навыков и умений есть у педагога, чем больше методик, которыми он владеет, тем больше он может дать детям. Поэтому наши тренеры знают Монтессори, элементы психотерапии, йогу, пилатес, стречинг. Все педагоги постоянно учатся.
- Что, на ваш взгляд, самое важное в детской физической активности?
- Самое важное – гармоничное развитие. Потому что тот же спорт – это узкоспециализированные навыки. Допустим, человек в детстве занимался боксом, а в 20-25 лет перестал делать вообще что-либо, потому что не умеет. Здесь мы даем возможность научиться боксу, танцам – и все на одной площадке. Это разные навыки. Это целый мир.
Все занятия должны быть очень ровными: во-первых, чтобы не навредить, во-вторых, чтобы было полезно, в-третьих, чтобы было интересно и тому, кто пришел первый раз, и тому, кто ходит уже 5-6 лет. Конечно же, здоровье – это ключевой итоговый показатель.
- А с какого возраста можно отдавать ребенка в тренажерный зал?
- Занятия на тренажерах мы рекомендуем после окончания периода полового созревания ребенка. Тренажерный зал - это место, где есть разные возможности – можно работать со свободными весами, можно работать на тренажерах, я бы рекомендовала детям-подросткам больше функционального тренинга и работы с собственным весом. Но всегда надо помнить, что самое важное не где, мы занимаемся с ребенком, а чем!
- Правильно ли понимаю, что вы сами создали это направление? Детский фитнес не пришел к нам из Америки?
- Оздоровительная физическая культура была везде и всегда. Но в России самая сильная школа педагогов. Я всего лишь развиваю и дополняю уже существующее.
- Какие перспективы у этого направления? Чем вы сейчас озадачены? Какие планы?
- Мы сейчас проводим обучения и конкурсы инструкторов детского фитнеса на базе основного клуба. За плечами - большая детская фитнес-конвенция, проведенная в августе. Практически не делали анонс, но к нам приехали представители регионов в огромном количестве.
Это показывает большой интерес к данному направлению. Детский фитнес, на мой взгляд, самое перспективное направление. Работая с детьми, мы работаем и со здоровьем нации в будущем. Это глобальная миссия - сделать наших детей счастливыми и гармоничными!