Физическая активность
0 комментариев
6715 просмотров

Для чего заниматься дайвингом?

Неизведанное всегда кажется немного пугающим. Но порой достаточно узнать чуть больше, чтобы приобрести увлечение всей жизни. Погружение с аквалангом — занятие любопытное и достаточно безопасное, если всё делать по правилам. В нашем интервью Георгий Морозов, профессиональный дайвер и инструктор PADI (профессиональная ассоциация инструкторов по дайвингу) со стажем, развеет мифы о дайвинге и раскроет секреты увлекательного знакомства с подводным миром.


— Дайвинг — это спорт?

— Это спорт ради удовольствия, в который «влюбляешься» раз и навсегда. О пользе нахождения в воде известно всем: снимается нагрузка с позвоночника, тренируются все мышцы, в том числе и сердечная. А теперь представьте, что ко всей этой пользе добавляются новые впечатления и огромный позитивный заряд. Под водой совершенно иной мир, абсолютно новая и «чуждая» для человека среда обитания. Там живут создания невероятной красоты.

— На какой глубине можно увидеть красивых обитателей?

— На каждой глубине — своя красота. В любительском дайвинге, которым занимаемся мы, глубже 40 метров не погружаются. Это предельная, но не максимальная глубина. Кому-то комфортнее нырять неглубоко (в пределах 10 метров), кто-то решается спуститься на большую глубину 20-30 метров. Всё это индивидуально.

— Какой ещё бывает дайвинг, кроме любительского?

— Если не затрагивать коммерческий дайвинг, где речь идет о водолазных работах, то существует очень интересное направление - технический дайвинг. Это погружения на большие глубины, когда целая команда работает на подстраховке. Для таких задач используются разные газовые смеси для дыхания: вниз погружаются на одних, вверх всплывают на других. После таких погружений может потребоваться барокамера, чтобы исключить все негативные последствия, связанные с перепадами давления и накоплением азота в тканях организма. Такие погружения технически сложны, требуют совершенного другого снаряжения и оборудования, подготовка к ним занимает длительное время, другими словами, это даже не другой уровень, а совсем другая техника.

— Получается, что техническим дайвингом занимаются водолазы, а любительским — дайверы?

— Можно и так сказать. Есть работы, которые могут выполняться водолазами на большой глубине, это как раз коммерческий дайвинг. И в этом случае уже нет места развлечению. А любительский (еще используют синонимы «бездекомпрессионный» и «рекреационный») дайвинг — это занятие больше для удовольствия, чем для материальной выгоды.

— Но вы помогаете парку «Патриот» находить объекты Второй Мировой войны, которые становятся памятниками. Вы приносите пользу культурному наследию.

— Да, это большая работа, которую делает парк «Патриот». Они находят затонувшие объекты и памятники и размещают на своей территории, увековечивая их. По мере сил и возможности стараемся помогать в поисках. Например, в 2016 году в одном месте Дона поднимали танк Т34, а в другом искали еще один. Погружались, избороздили большой участок реки с приборами вдоль и поперёк. В одном месте прибор показал отклонение магнитного поля, то есть там должно было быть что-то железное, в этом месте и размывали грунт. Работу осложняли условия: плохая видимость и сильное течение. Мы привязывали по два-три мешка с песком и глиной в качестве якоря, но нас всё равно сносило. Потом были еще экспедиции, и не все конечно были с подъемом, но там, где были, можно с уверенностью сказать, что под водой ничего нет, а это тоже важный результат!

А ещё в каждой деревне есть очевидцы, которые уверяют, что у них в реке 100% затонул танк! Это, конечно, с одной стороны смешно, эдакие местные байки, но с другой стороны все и всегда необходимо проверять.


449120632.jpg


— Случалось ли найти что-нибудь ценное?

— Вещи, представляющие ценность, лучше держать от себя подальше. Мы не занимаемся «поисками кладов». То, что море забрало, должно в море и остаться. Есть отдельная категория людей, которые целенаправленно ищут ценности, и это их бизнес. Для меня дайвинг — это увлекательный отдых и спорт, а если и случается найти что-то из «ценного» с процессе погружений: маски, трубки, груза и т.п., то мы стараемся вернуть вещи владельцам, если владельца нет, тогда можно оставить себе.

— Как и в любом спорте, в дайвинге есть правила, верно?

— Конечно. В нашей команде единомышленников есть определенные правила поведения, некий «условный кодекс». Под водой мы — гости, и должны вести себя вежливо. Мы не охотимся под водой с аквалангом (это браконьерство), только если на фоторужьё. Мы не беспокоим водных обитателей, бережно относимся к хрупким водным организмам, им ведь и так достаётся от деятельности человека.

— Это кем-то контролируется?

— Дайверы должны сами отдавать себе отчёт в том, что допустимо, а чего делать нельзя. Чтобы развеять сомнения, перед поездкой можно ознакомиться с особенностями местного законодательства, но, например, в странах, где хорошо развит туристический бизнес (Египет, Филиппины, Таиланд), государство тщательно охраняет морских обитателей. За нарушения правил строго штрафуют. Например, в Египте законом запрещено ломать кораллы и вывозить их. Дешевле купить такие сувениры в аэропорту, это правда. А в Таиланде наш соотечественник получил крупный штраф за то, что пытался покормить рыбку. Возможно, сейчас это и звучит смешно, но на самом деле это всё очень серьёзно, иначе можно вместо увлекательных приключений под водой получить «не менее увлекательные» на суше.

— Почему случаются такие ситуации?

— Чаще всего это делается «не подумав». Турист пытается покормить или погладить рыбку, думая, что ей это понравится. Классическое заблуждение — наделять морских обитателей, да и не только их, человеческим мышлением. Рыбки «не в курсе», что вы заплатили за эту экскурсию, хотите с ними пообщаться и не собираетесь на них нападать. С их стороны это выглядит, как если бы в ваш дом через окно вдруг залезла гигантская рука, чтобы просто потрогать вас или ткнуть в лицо тем, что вы не едите. Любое существо воспримет это как агрессию и начнёт защищаться, особенно, если дело касается жилища или детёнышей. Любуйтесь на них со стороны. Если хотите — снимите фото или видео, есть такая возможность. 


220833649.jpg


— В какой физической форме нужно быть, чтобы учиться дайвингу?

— Для этого не требуется каких-то особых навыков. Считается, что человек должен быть в обычной физической форме, уметь держаться на воде. Дайвинг — это ведь не плавание в классическом смысле. Когда мы погружаемся, то не плывем определённым стилем, мы совершаем гребковые движения ногами, на которых ласты, а руки занимают положение вдоль туловища, чтобы создать обтекаемость. Хорошо, если новичок умеет плавать, но даже если не получается пока держаться на воде — достаточно набрать в лёгкие воздуха, и под воду вы уже не уйдёте. Нужно иметь общее представление, но не обязательно быть пловцом.

— Правда ли, что люди с ограниченными физическими возможностями тоже могут заниматься дайвингом?

— Конечно, могут. Вода — это уникальная среда. В ней меняется физическое ощущение массы тела и другие физиологические показатели. Под руководством инструктора это будет безопасно и полезно для здоровья. Почему бы не попробовать себя и свои силы?

— С какого возраста можно начинать учиться погружениям?

— По стандартам с 10 лет можно плавать с аквалангом. Примерно с 8 лет можно начинать отрабатывать навыки плавания в бассейне. Для этого есть специальные программы или курсы, например, «Морские котики» (Seal Team) или «Баббл Мэйкер» (Bubblemaker). 10 лет — условная граница, потому что считается, что примерно с этого возраста ребёнок уже адекватно воспринимает то, что ему рассказывают, может это повторить и запомнить. Хотя, все люди разные. Как и в любом спорте, всё индивидуально.

— А до какого возраста «пускают» под воду с аквалангом?

— Верхнего предела, пожалуй, нет. Я лично знаю случай, когда человек в 73 года пошёл учиться на дайвера, это было в Болгарии. Ещё, помню, одной даме было около 80, она тоже приезжала в Болгарию нырять с аквалангом. Конечно, снаряжение не лёгкое, но команда всегда поможет донести его до места погружения, это не проблема. В данном вопросе большее значение имеют противопоказания, чем возраст.

— Какие бывают противопоказания?

— Есть общие: насморк, простудные заболевания, недомогание, неадекватное состояние (алкоголь и прочее). Не рекомендуется перед погружением употреблять седативные лекарственные препараты — снотворные и замедляющие реакцию. Также запрещается нырять людям с высоким давлением. Речь о реальных проблемах со здоровьем. Но часто по незнанию люди испытывают страхи, навеянные стереотипами или фильмами. Есть статистика, что дайвинг — самый безопасный из всех экстремальных видов спорта. В нём наименьшее количество несчастных случаев, которые происходят в основном из-за нарушения техники безопасности.

— Что обеспечивает безопасность при погружении?

— Конечно, обучение. Никто вас сразу в море не выпустит! Обучение начального уровня (Open Water Diver) делится на изучение теории, отработку практических навыков в закрытой воде (как правило, в бассейне) и в открытой воде. Сначала все полученные теоретические навыки отрабатывается в закрытой воде, в бассейне или в условиях открытой воды, максимально приближенных к бассейну. После тщательного закрепления материала наступают упражнения на открытой воде — это в реальных условиях (где реальная температура воды, не всегда идеальная видимость, течение и конечно любопытные подводные обитатели), но обязательно под присмотром инструктора. И только когда человек достаточно подготовлен, успешно сдал теоретический экзамен и продемонстрировал уверенное владение практическими навыками, он получает соответствующий сертификат и может нырять самостоятельно, но не один. Дайвинг — парный спорт. Конечно, возможно погружения и в одиночку, но этим занимаются только опытные и дайверы, имеющие соответствующую сертификацию. А наша задача — поплавать, получить удовольствие и не создать самим себе сложностей в процессе погружения.

Необходимо отметить, что отработка внештатных ситуаций также входит в обязательный курс обучения. Система обучения в дайвинге предусматривает постепенный рост как мастерства, так и глубины и с каждым курсом вы будете осваивать новые навыки и большие глубины.


449261224.jpg


— Какие внештатные ситуации случались у вас?

— Однажды я запутался в леске. Мы погружались на затонувший объект в Чёрном море. Я плыл, и что-то меня «схватило» за ногу. Чтобы такие моменты не вызвали паники, дайвер должен знать, что делать в подобных ситуациях. Я подал сигнал своей группе, меня вытащили, но было неприятно.

— А что насчёт акул?

— Человек с аквалангом для акулы не привлекателен, если он не лезет, не щупает её руками, не пытается как-то иначе потревожить. Грубо говоря, сначала человека нужно «почистить» от костюма из неопрена, снять жилет с баллоном, и только потом приступить к трапезе. Акуле проще напасть на морского котика. Да, хищник может принять дайвера за потенциальную жертву. Но сотни миллионов акул ежегодно гибнут от рук человека и не больше десятка людей в год — от акул и говорить о том, что акула «охотится» за дайвером, совсем не правильно, и если в месте погружения они потенциально могут появиться, то при планировании погружения мы готовимся к этому и знаем, что делать при встрече с ними. И поверьте нет более красивых и грациозных хищников.

— А вы погружались там, где были акулы?

— Да, было такое, что мы находились под водой и мимо проплывали акулы. Это было и в Красном море, и на Мальдивах. Мы знали, что они живут в этих водах и вели себя правильно. А им и дела то до нас не было — они спешили по своим делам, за рыбками. В Мексике есть отдельные погружения для кормления акул и плавания с ними.

— Какая ещё опасность может подстерегать дайверов?

— Чаще всего сами дайверы представляют большую опасность для себя и окружающей среды, чем всё остальное. В тропиках, конечно, полно «ядовитой живности». Есть медузы, которые могут приплыть (или их приносит течением) к месту погружения, но снаряжение покрывает большую часть тела и является достаточно хорошей защитой от них. Зачастую дайвер сам виноват, из-за своей неосторожности он может тронуть или наступить на морского ежа, не заметив его. Иглы морского ежа хрупкие и с мельчайшими зазубринами, их практически невозможно вытащить. Но и это не является большой проблемой, в дайверской аптечке обычно есть уксус, на крайний случай лимонный сок. Им нужно растереть место повреждения, и кальций, из которого состоит игла, постепенно растворится. Это не страшнее обычной занозы. Поэтому главное правило — «ничего не трогать».

— А кого можно встретить в российских водах?

— В наших водах большую роль играет воображение. Вода мутная, холодная — сознание рисует страшные картинки. Но большинство опасений не имеют оснований. Каких-нибудь ядовитых «чудищ» в наших водах не встретишь. На Дальнем Востоке водится медуза-крестовик, вот это серьёзная опасность, она небольшого размера, а последствия от них достаточно серьезные, но я не думаю, что дайвер сознательно полезет ее потрогать.

Погружаться с аквалангом не опаснее, чем ездить на велосипеде или водить автомобиль. Главное — соблюдать правила и обязательно получать удовольствие от того, чем занимаешься.

Георгий Морозов
Поделиться статьей
Похожие статьи
Чем полезна методика Марии Питерской
«Стопы скажут вам спасибо»
Прямохождение и его последствия
Стопа развивалась позже, чем головной мозг. Почему и зачем?
Шаг навстречу здоровью
Из чего складывается понятие здоровье?
Комментарии

Спасибо за регистрацию на портале Naturi Life!
На Вашу почту отправлено письмо с подтверждением регистрации.