Голос — важный элемент имиджа. Если респектабельный мужчина в стильном костюме с идеально подобранными аксессуарами заговорит голосом 4-летнего ребёнка, то никто не воспримет его всерьёз. Но у каждого из нас есть природный голос, который зачастую «спит». Пробудить его, создать с помощью него свой имидж, суметь уверенно преподнести себя и продать свои таланты как можно дороже — этому учит профессиональный фониатр и речевик-имиджмейкер Ольга Ходакова, которая уже более 12 лет консультирует руководящих лиц в сфере политики, бизнеса и телевидения.
";s:4:"TYPE";s:4:"HTML";}Первое, с чего начинается работа над голосом - это расслабление, снятие зажимов. Самым уязвимым местом зажимов является шейно-плечевой отдел. В нём находятся связки и трапециевидная мышца, которая напрягается и «не отпускает» до тех пор, пока выступающий не уйдёт со сцены. И даже после этого она находится в постоянном небольшом напряжении, искажая голос, не позволяя ему звучать естественным образом.
По анатомии трапециевидная мышца упирается прямо в корень языка. Когда человек волнуется, она сжимается в «кулак» и частично перекрывает приток крови к языку, в результате чего язык немеет. Человеку становится сложно говорить, он волнуется, сбивается, нервничает. Отсюда — страх сцены, комплексы и дрожащий голос.
Совет 1. Возьмите за правило по утрам делать себе массаж шейно-воротниковой зоны. Это несложно: сначала разминающие повороты и наклоны головой, затем прижимание к ушам и расслабление плеч. Приучайте свои мышцы напрягаться и расслабляться.
Для профессионального фониатра достаточно одного только «Здравствуйте», чтоб понять: есть ли у человека проблемы с голосом. А пообщавшись несколько минут можно с уверенностью сказать, каков его голосовой потенциал и над чем нужно работать.
На занятиях подбирается правильный тон голоса, который будет подходить человеку по ряду признаков: пол, возраст, сфера деятельности и даже особенности внешности. Например, если у мужчины острые черты лица и тёмные волосы — ему может подойти баритон. Светловолосому парню может потребоваться тональность немного выше баритона. Но эти выводы всегда очень индивидуальны, и их должен делать профессионал.
Совет 2. Не стремитесь самостоятельно изменить голос. Во-первых, когда человек занимается один, он себя не слышит так, как его со стороны слышит специалист. Во-вторых, только постоянный контроль со стороны профессионала поможет добиться желаемых результатов.
Формула успешного человека = Голос + Дикция - Желание нравиться
Совет 3. Отбросьте стремление понравиться. Когда оратор не зацикливается на том, чтобы нравиться аудитории, а думает о том, что и как он говорит, то его речь становится более естественной, а сам он — раскрепощённым. И тогда симпатия аудитории появляется сама собой.
Совет 4. Тренируйте дикцию. Один из этапов работы над голосом — исправление дикции. Одна из групп упражнений для тренировки дикции называется «пучок согласных». Например, «К-Т-ПА». При произношении этого «пучка согласных» работает весь артикуляционный аппарат: «К» — корень языка, «Т» — кончик языка, «П» — губы, «А» — нижняя челюсть.
УПРАЖНЕНИЕ:
Небольшой упругий предмет (размером примерно с пробку от шампанского) зажать в зубах вертикально. И произносить: «К-Т-ПА», «К-Т-ПА — К-Т-ПА», «К-Т-ПА — К-Т-ПА — К-Т-ПА», «К-Т-ПА — К-Т-ПА — К-Т-ПА — К-Т-ПА». Затем выплюнуть пробку и снова: «К-Т-ПА», «К-Т-ПА — К-Т-ПА», «К-Т-ПА — К-Т-ПА — К-Т-ПА». После этого увеличить темп и стараться максимально чётко и быстро произносить: «К-Т-ПА — К-Т-ПА», «К-Т-ПА — К-Т-ПА», «К-Т-ПА — К-Т-ПА», «К-Т-ПА — К-Т-ПА, К-Т-ПА — К-Т-ПА — К-Т-ПА — К-Т-ПА».
Совет 5. Не применяйте непроверенных методов. Например, крепкий чай очень сушит горло, а не смягчает его, о чём иногда пишут. Алкоголь тоже негативно влияет на голос.
Самую важную роль в исправлении голоса играет тренировка. Произносить речь — это ремесло.
Совет 6. Следите за своей речью и избавляйтесь от слов-паразитов. Самое распространённое и самое противное из них — «как бы». Это слово говорит о тотальной неуверенности человека либо в себе, либо в том, что он говорит. «Как говорится» — этим выражением люди снимают с себя ответственность за произнесённое. Непрекращающееся повторение призыва выслушать — «Послушайте» или «Слушай» — означает, что человек не верит в себя.
Совет 7. Замедляйте темп речи. Так вы будете успевать слышать себя, и вам будет легче контролировать свою речь.
Совет 8. Избавьтесь от паразитирующего выдоха. Короткий шумный выдох перед началом речи говорит о том, что человек не хочет быть здесь, и люди, которые его слушают, для него не важны. Лучше сделайте глубокий вдох и медленный бесшумный выдох, это поможет успокоиться и настроиться на нужную волну.
Совет 9. Читайте вслух. Например, у Чехова простой и понятный язык, который поможет вам обогатить свой словарный запас.
Речь профессионала должна быть простой. Когда оратор начинает закручивать сложные речевые формы, использовать длинные обороты с обилием терминов, его становится тяжело слушать.
Совет 10. С утра голос спит. Чтобы не повредить связки и остальной голосовой аппарат, Ольга Ходакова рекомендует:
-
пить с утра воду комнатной температуры, но не холодную
-
обязательно размять мышцы, в том числе мышцы шеи и плеч, так вы разбудите и голосовой аппарат
-
глубоко подышать, это разгонит кровь и поможет проснуться организму
-
делать вибрационный массаж: сомкнутые губы вытянуть трубочкой и произвести несколько звуков в высокой, средней и низкой тональностях. Это мягко и комфортно разбудит голосовые связки.
-
кричать лучше вечером или вообще не надо. Когда женщина кричит, она портит свой имидж, голосовые связки и отношения с людьми — сплошные минусы.
Любите свой голос, работайте над ним — и он будет заставлять всех слушать только вас.