Осознанное мышление
21 комментарий
3591 просмотр

Как всесторонне развить ребенка?

Как воспитать гения? Правильно ли учить детей чтению с раннего возраста? Как гармонично развивать детей? Необходим ли детский сад? Ответы на эти вопросы интересуют всех родителей. Мы узнали мнение у нейропсихолога, руководителя сектора нейропсихологии в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Никиты Хохлова.


- Каждый ребенок уникален. Насколько правильно оценивать его стандартными тестами?

- Это правильно. В любом случае, надо оценивать способности. Сегодня множество исследований, позволяющих их выявить. Речь не идет о том, что при наличии определенных особенностей ребенок станет художником - это вероятность. Но такой прогноз можно дать. То, чем я занимаюсь – как раз оценка способностей детей. Оценивается по тому, как у них развиты речевые, зрительно-пространственные функции, мышление, управление движениями – все это имеет понятную мозговую локализацию. Есть и пограничная ситуация: это люди с минимальными мозговыми дисфункциями, их довольно много. Человек может не иметь диагноза, но у него имеются нарушения, связанные с ранним этапом развития. И это, к сожалению, нередкая ситуация.


392404858.jpg


- Есть ли необходимость добавлять мамам в график посещения врачей и посещение нейропсихолога?

- Было бы неплохо. Но, во-первых, нужно понимать, что это не доктор. В поликлиниках их нет, равно как и в школах. Я принимаю детей с пяти лет, в более раннем возрасте не могу быть уверен, что ребенок понимает меня. А если он не понимает, совершает ошибки, которые не могут быть однозначно интерпретируемы. Пять лет – возраст, в котором дети уже понимают инструкции.

Общая рекомендация такова: всех детей в этом возрасте надо вести к нейропсихологу. Чем дальше, тем меньше становится пластичность мозга. Курс, который занял бы в одном возрасте полгода, в другом займет два - два с половиной. Некоторые вещи вообще не корректируемы с определенного возраста. Насчет частоты посещений – достаточно одного посещения, если проблем нет. Правда, в подростковом возрасте могут дать знать о себе те вещи, которые не были выявлены на первом этапе.

- Как развить ребенка, не потеряв его способностей?

- Существует три группы психологических характеристик: способности (память, внимание и др.), личность (например, склонность к одиночеству, отстаиванию позиции и др.), интересы. Важны их оптимальные сочетания при развитии. Первичные способности направляют интересы. Даже если ребенку не интересен конструктор, а другие дети его собирают по примеру, то он соберет, воспользовавшись инструкцией. Результат один и тот же, срабатывает компенсация. Но он может решать те же задачи и другим способом. Интересы формируются в районе 10-12 лет. Даже через «не могу» он может развить те или иные навыки. На этом этапе уже именно интересы определяют способности.


224916412.jpg


- Как правильно выбрать направление, которое нужно ребенку?

- Нужно опираться на сведения о задатках, пройти диагностику. Это основа для дальнейшей работы. На мой взгляд, нужно все вытягивать на средний уровень, чтобы дальше ребенок мог сам сделать выбор в пользу той или иной профессии. Два типичных момента: раннее обучение чтению и непосещение детского сада. Две разные проблемы, наиболее часто встречающиеся и приводящие к распространённым сейчас проблемам.

Есть много методик для обучения чтению. С точки зрения развития мозга, ранее обучение чтению - это не совсем правильно. До восьми лет оба полушария мозга работают интенсивно, более существенно развивается правое. Здесь формируется ориентирование в пространстве, эмоциональная сфера, восприятие музыки. Когда начинают активировать с раннего возраста левое полушарие – задавливается правое. Ребенок учится читать, но у него задавлены правополушарные функции и вытягивать их потом приходится довольно долго. Но это требования школы, которые противоречат законам развития мозга. Второй момент. Смысл детского сада не в подготовке к школе, а в первичной социализации. Родители, которые не отдают ребенка в детсад, лучше справляются с такой подготовкой. Но ребенок не имеет опыта взаимодействия с другими детьми. Он должен пройти эту ступень. Дети, которые не прошли детский сад, например, часто боятся оставаться одни. Накапливаются личностные проблемы.


410000497.jpg


- Согласны ли вы с тем, что усредненные программы не позволяют вырасти гению?

- С гениями ситуация другая. Они не опираются на те способности, на которые опирается большинство представителей вида деятельности. Здесь не идет речь о создании гениев. И гении бывают разными, вплоть до того, что они могут быть односторонними – все остальные функции могут быть развиты плохо. К нам приходят родители и просят оценить пятилетнего ребенка. Мы говорим, что хорошо развиты способности к языкам, другие, к примеру, меньше. Но это не значит, что теперь надо развивать только способности к языкам, а всё остальное забросить.

Нужно говорить о профессии. Если готовить ребенка к профессии филолога – возможность сделать одностороннего лингвистического гения достаточно велика. Но ведь он пока ничего не знает про профессию и может пожелать в десять-двенадцать лет стать инженером, пойдет в этом направлении, а там ему будет катастрофически не хватать тех функций, которые были занижены в раннем возрасте. Гения создать можно, но ценой потери ряда других вещей. Всесторонних гениев настолько мало, что проще описать единичные случаи.

Никита Хохлов
Поделиться статьей
Похожие статьи
Кризис – повод для роста
Что нам нужно для достижения результатов?
Как отыскать свой талант?
Практические советы
Верю — не верю
Познакомьтесь со своей душой, чтобы поверить в себя
Комментарии
Владимир-Ульянов Ленин
09 ноября 2016 в 14:17:38
Совершенно справидливоговорят, что нужно всесторонне развивать ребенка.Прислушивайтесь к внутреннему голосу и мнению ребенка .Ребенок растет и меняет мнение, не хочет делать то что говорят родители. начинаются траблы , что односторонне развивали киндера.Нельзя запланировать все Обратитесь к специалисту эффективному прости госпади менеджеру этого сайта и он вам все расскажет ибо сам воспитан на своей методике Всей удачи смайлики пальцы вверх лол и.т.д
Владимир-Ульянов Ленин
09 ноября 2016 в 14:49:54
Верно, ребенка с ранних лет стоит обучать чтению, это будет очень полезно для его всестороннего развития. Спасибо за материал.
Максим Соколов
09 ноября 2016 в 15:42:08
Обучение очень важно с ранних лет, ребенок должен учиться, учиться и еще раз учиться.
zacuyoh
09 ноября 2016 в 15:54:49
Раньше когда дети росли и ничего не проверяли. Сейчас все научные исследования противоречат друг другу. Сейчас новость,  что рано учить читать это вредно,  а как же методики Зайцева? Разве мозг самостоятельно, не развивается гармонично? Как вообще можно затормозить развитие правого полушария обучением чтению. Просто бред какой-то.
Дарья Сидорова
10 ноября 2016 в 07:11:54
Совершенно верно, ребенка с ранних лет стоит обучать чтению и письму, чтобы ему было легче в будущем.
Martin Skyman
10 ноября 2016 в 07:55:09
Совершенно согласен, малыша нужно развивать в разных направлениях. Есле направлять его только по одному пути-это только навредит ребёнку.
iozver
10 ноября 2016 в 07:55:49
Совершенно согласен, малыша нужно развивать в разных направлениях. Есле направлять его только по одному пути-это только навредит ребёнку.
Кристина Барбинова
24 ноября 2016 в 07:37:12
Ребенка нужно правильно развивать и то что он научится раньше читать, считаю что это вполне нормально и никаких последствий не будет.
Кристина Барбинова
24 ноября 2016 в 07:43:04
Неправильно говорят что нужно развивать ребенка в одном направлении, и делать его гением только в одной сфере.Думаю нужно развивать его всесторонне. Ребенок растет и меняет мнение, не хочет делать то что говорят родители. начинаются проблемы, что односторонне развивали ребенка.
Антон
24 ноября 2016 в 07:44:28
Правильно говорят, что нужно всесторонне развивать ребенка. Делать одностороннего гения с трех лет только потому что мама хотела стать филологом неправильно. Ребенок растет и меняет мнение, не хочет делать то что говорят родители. начинаются проблемы, что односторонне развивали ребенка.
Антон
24 ноября 2016 в 07:46:47
Развивать нужно в разных направлениях что бы мог ориентироваться в разных ситуациях, а не только в одной области. Ребенок растет и меняет мнение, не хочет делать то что говорят родители. начинаются проблемы, что односторонне развивали ребенка.
Антон
24 ноября 2016 в 09:04:47
аставлять не нужно, но попытаться заинтересовать – очень даже стоит. Для этого подходит любой возраст – и месяц, и полгода. Дайте малышу возможность поизучать очертания букв, рассмотреть слова, послушать звуки. Если ему это неинтересно, не стоит настаивать, значит, знакомство лучше отложить на более поздний срок.
Нада
24 ноября 2016 в 09:05:14
аставлять не нужно, но попытаться заинтересовать – очень даже стоит. Для этого подходит любой возраст – и месяц, и полгода. Дайте малышу возможность поизучать очертания букв, рассмотреть слова, послушать звуки. Если ему это неинтересно, не стоит настаивать, значит, знакомство лучше отложить на более поздний срок.
Нада
24 ноября 2016 в 09:06:17
Заставлять не нужно, но попытаться заинтересовать – очень даже стоит. Для этого подходит любой возраст – и месяц, и полгода. Дайте малышу возможность поизучать очертания букв, рассмотреть слова, послушать звуки. Если ему это неинтересно, не стоит настаивать, значит, знакомство лучше отложить на более поздний срок.
Диана Новосёлова
09 декабря 2016 в 08:52:50
Когда-то детей учили по-другому. Современная наука сама себе противоречит . Сейчас выяснили,что детей не стоит рано учить читать, так как при этом, по мнению ученых, тормозится развитие правого полушария. Это противоречит  методике Зайцева! Я считаю, что мозг сам  развивается гармонично.  Не согласна я с этими новыми выводами ученых!.
Диана Новосёлова
09 декабря 2016 в 11:04:17
Сегодня мы знаем о головном мозге достоточно много, чтобы понять, как дети усвоивают новые знания. Чтение — одно из самых лучших упражнений по развитию мозга. Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.
Нада
09 декабря 2016 в 12:34:12
За развитие ребенка все верно. Только вот ваять киндер-гения с двух-трех лет только потому что мамаша хотела кем то там стать глупо. Дите растет и меняет мнение, чего то хочет делать, а то что говорят родители, это прослушивается но там своя жизнь.
Igor Portyanko
09 декабря 2016 в 12:40:29
Правильно говорят, что нужно всесторонне развивать ребенка. Делать одностороннего гения с трех лет только потому что мама хотела стать филологом неправильно. Ребенок растет и меняет мнение, не хочет делать то что говорят родители. начинаются проблемы, что односторонне развивали ребенка.
Igor Portyanko
09 декабря 2016 в 12:40:41
Правильно говорят, что нужно всесторонне развивать ребенка. Делать одностороннего гения с трех лет только потому что мама хотела стать филологом неправильно. Ребенок растет и меняет мнение, не хочет делать то что говорят родители. начинаются проблемы, что односторонне развивали ребенка.
Igor Portyanko
09 декабря 2016 в 15:37:26
Правильно говорят,что нужно всесторонне  развивать ребенка .Делать одностороннего гения с трех лет- это не правильно.Нужно дать ребенку право выбора! Только потому что мама хотела стать филологом не означает что и ребенок должен им стать .Ребенок растет и меняет мнение.не хочет делать то что говорят родители. начинаются проблемы.что односторонне развивали ребенка. Поэтому прислушайтесь к мнению ребенка!
Олеся Омельяненко
09 декабря 2016 в 15:40:54
Правильно говорят, что нужно всесторонне развивать ребенка. Делать одностороннего гения с трех лет только потому что мама хотела стать филологом неправильно. Ребенок растет и меняет мнение, не хочет делать то что говорят родители. начинаются проблемы, что односторонне развивали ребенка. Поэтому и нужно прислушиваться к мнению ребенка,не быть эгоистом!Не делать из него себя .

Спасибо за регистрацию на портале Naturi Life!
На Вашу почту отправлено письмо с подтверждением регистрации.