Как воспитать гения? Правильно ли учить детей чтению с раннего возраста? Как гармонично развивать детей? Необходим ли детский сад? Ответы на эти вопросы интересуют всех родителей. Мы узнали мнение у нейропсихолога, руководителя сектора нейропсихологии в Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Никиты Хохлова.
- Каждый ребенок уникален. Насколько правильно оценивать его стандартными тестами?
- Это правильно. В любом случае, надо оценивать способности. Сегодня множество исследований, позволяющих их выявить. Речь не идет о том, что при наличии определенных особенностей ребенок станет художником - это вероятность. Но такой прогноз можно дать. То, чем я занимаюсь – как раз оценка способностей детей. Оценивается по тому, как у них развиты речевые, зрительно-пространственные функции, мышление, управление движениями – все это имеет понятную мозговую локализацию. Есть и пограничная ситуация: это люди с минимальными мозговыми дисфункциями, их довольно много. Человек может не иметь диагноза, но у него имеются нарушения, связанные с ранним этапом развития. И это, к сожалению, нередкая ситуация.
- Есть ли необходимость добавлять мамам в график посещения врачей и посещение нейропсихолога?
- Было бы неплохо. Но, во-первых, нужно понимать, что это не доктор. В поликлиниках их нет, равно как и в школах. Я принимаю детей с пяти лет, в более раннем возрасте не могу быть уверен, что ребенок понимает меня. А если он не понимает, совершает ошибки, которые не могут быть однозначно интерпретируемы. Пять лет – возраст, в котором дети уже понимают инструкции.
Общая рекомендация такова: всех детей в этом возрасте надо вести к нейропсихологу. Чем дальше, тем меньше становится пластичность мозга. Курс, который занял бы в одном возрасте полгода, в другом займет два - два с половиной. Некоторые вещи вообще не корректируемы с определенного возраста. Насчет частоты посещений – достаточно одного посещения, если проблем нет. Правда, в подростковом возрасте могут дать знать о себе те вещи, которые не были выявлены на первом этапе.
- Как развить ребенка, не потеряв его способностей?
- Существует три группы психологических характеристик: способности (память, внимание и др.), личность (например, склонность к одиночеству, отстаиванию позиции и др.), интересы. Важны их оптимальные сочетания при развитии. Первичные способности направляют интересы. Даже если ребенку не интересен конструктор, а другие дети его собирают по примеру, то он соберет, воспользовавшись инструкцией. Результат один и тот же, срабатывает компенсация. Но он может решать те же задачи и другим способом. Интересы формируются в районе 10-12 лет. Даже через «не могу» он может развить те или иные навыки. На этом этапе уже именно интересы определяют способности.
- Как правильно выбрать направление, которое нужно ребенку?
- Нужно опираться на сведения о задатках, пройти диагностику. Это основа для дальнейшей работы. На мой взгляд, нужно все вытягивать на средний уровень, чтобы дальше ребенок мог сам сделать выбор в пользу той или иной профессии. Два типичных момента: раннее обучение чтению и непосещение детского сада. Две разные проблемы, наиболее часто встречающиеся и приводящие к распространённым сейчас проблемам.
Есть много методик для обучения чтению. С точки зрения развития мозга, ранее обучение чтению - это не совсем правильно. До восьми лет оба полушария мозга работают интенсивно, более существенно развивается правое. Здесь формируется ориентирование в пространстве, эмоциональная сфера, восприятие музыки. Когда начинают активировать с раннего возраста левое полушарие – задавливается правое. Ребенок учится читать, но у него задавлены правополушарные функции и вытягивать их потом приходится довольно долго. Но это требования школы, которые противоречат законам развития мозга. Второй момент. Смысл детского сада не в подготовке к школе, а в первичной социализации. Родители, которые не отдают ребенка в детсад, лучше справляются с такой подготовкой. Но ребенок не имеет опыта взаимодействия с другими детьми. Он должен пройти эту ступень. Дети, которые не прошли детский сад, например, часто боятся оставаться одни. Накапливаются личностные проблемы.
- Согласны ли вы с тем, что усредненные программы не позволяют вырасти гению?
- С гениями ситуация другая. Они не опираются на те способности, на которые опирается большинство представителей вида деятельности. Здесь не идет речь о создании гениев. И гении бывают разными, вплоть до того, что они могут быть односторонними – все остальные функции могут быть развиты плохо. К нам приходят родители и просят оценить пятилетнего ребенка. Мы говорим, что хорошо развиты способности к языкам, другие, к примеру, меньше. Но это не значит, что теперь надо развивать только способности к языкам, а всё остальное забросить.
Нужно говорить о профессии. Если готовить ребенка к профессии филолога – возможность сделать одностороннего лингвистического гения достаточно велика. Но ведь он пока ничего не знает про профессию и может пожелать в десять-двенадцать лет стать инженером, пойдет в этом направлении, а там ему будет катастрофически не хватать тех функций, которые были занижены в раннем возрасте. Гения создать можно, но ценой потери ряда других вещей. Всесторонних гениев настолько мало, что проще описать единичные случаи.