Весь мир - театр, а люди в нем актеры, и каждый не одну играет роль... А, чтобы спектакль был удачный во всех планах, и с хорошей концовкой, необходим грамотный режиссер. И эту должность в спектаклях жизни занимают психологи.
Обычно сеанс у психолога представляется нам так: мы лежим на кушетке, или удобно расположились в кресле, вокруг множество книг, а общение проходит в форме спокойного диалога с сидящим в кресле психологом. Но что, если существуют другие варианты лечения нашей души? Что, если сеанс психотерапии может проходить в форме театрального действия, наполненного жизнью, эмоциями и драмой?
Драма – в значении театра, представления, разыгрывания материала.
Практическая психология тесно связана с психоанализом. Изначально Зигмунд Фрейд положил основание для всей практической психологии – не исследование научного, а обсуждение того, как понимать психику, человеческие страсти и что можно сделать, если человек психически заболевает или просто испытывает стресс, напряжение? Как психиатру влиять на человеческое состояние не медикаментозно?
Практические психологи - это люди, которые сфокусированы не на исследовании научных закономерностей работы психики, а нацелены на помощь конкретному человеку в психологическом плане. Психоанализ впервые задался вопросом «Как влиять?». Через сновидения, ассоциации, как понимать бессознательные символы, сексуальность.
Во время развития метода Фрейда жил и практиковал Якоб Морено. Он начал разрабатывать в каком- то смысле противоположный метод.
Морено предложил не уединяться в интимном пространстве, где аналитик вместе со своим подопечным старается из его бессознательного извлечь нечто и дальше с помощью интерпретации продвигать клиента в сторону большей осознанности и поиска путей выхода из кризиса. Он предложил делать это публично. Пусть это будет происходить в группе, пусть это будет осуществляться не невидимыми тонкими психическими процессами или ассоциациями, а реальными действиями, которые будут отображать то, что у человека во внутреннем мире – то, что можно и нужно ставить на обозрение для достижения большего эффекта. Вот что такое психодраматическая сцена.
Психодрама - метод групповой психотерапии, целью которой является излечение заболеваний психологического характера, налаживание межличностных отношений, совершенствование внутреннего мира человека и развитие его творческого потенциала. Этот метод предполагает работу в группах, причем чем большее количество участников в группах, тем более широкие варианты проблемных ситуаций возможно охватить за время сессии. Процесс сессии состоит из следующих этапов:
1. Выбор протагониста (актера, который будет играть главную роль).
2. Непосредственное действие. Участники группы перевоплощаются в профессиональных актеров, шаг за шагом проигрывая интересующую их ситуацию. Протагонист выбирает из участников группы человека, который будет играть его самого во время того, как он сам будет играть роль другого человека.
3. Шеринг. Шеринг является важнейшим этапом психодраматической сессии. В процессе шеринга происходит обмен чувствами и мнениями от драматической игры. Обычно шеринг происходит в два этапа – сперва участники драматического спектакля делятся своими впечатлениями о своей игре и об исполняемой ими роли, а потом все участники собираются вместе для того, чтобы вспомнить случаи из жизни, схожие с обыгранной участниками ситуацией, что поможет протагонисту почувствовать себя не одиноким в своих чувствах.
Якоб Морено стал решать внутренние конфликты клиентов не с помощью анализа слов, ассоциаций и бессознательного, а через действие, через взаимодействие персонажей с опорой на разного рода техники, которые он изобрел. Одними из первых были опыты с детьми, которые разыгрывали свои фантазии, мечты и действительно получали психологическую поддержку от этого действия. Так и есть - детская игра является не только способом расслабления ребенка, но и средством изменения и развития через моделирование различных ситуаций.
Моделирование выполняет разного рода функции: пациент ищет новые роли, пробует их, сталкивается с проблемами и решает их. Игра ребенка как раз и является одним из первичных оснований метода психодрамы. Взрослые люди, которые приходят на психодраму, приглашаются в каком-то смысле играть роль ребенка, который позволяет себе быть не таким серьезным, как взрослые дяди и тети. Один из существенных моментов психодрамы: осознание происходит не с помощью рационального размышления, а с помощью действия: вот я сделал что-то, и я увидел, как это работает. А вот это я сделал, и это не работает. Я сначала делаю, и во время действия или после него я уже начинаю что-то осознавать.
В связи с развитием педологии (это наука о ребенке) проводилось психологическое тестирование – например, интеллекта у детей. И, к сожалению, ученые пришли к идеологически негативным выводам. Идеологический тезис «все люди равны и всех одинаково быстро можно научить чему угодно», который был необходим в связи с построением социализма, увы, не подтверждался. Выяснилось, например, что люди, которые в дворянских семьях воспитывались в течение многих поколений, опережали по интеллектуальному развитию остальных.
Это совершенно противоречило идее тех лет о том, что из любого человека можно с помощью обучения или поведенческой терапии вырастить гения. В результате в России вся практическая психология была дискредитирована на 50-60 лет. В те времена поддерживалась в основном медицинская психология и психотерапия, использующая лекарственные препараты, или академическая научная психология, развивающая философские и методологические принципы психологии.
Иногда психолог-психодраматист сам предлагает пациенту попробовать какой-либо новый ролевой сценарий. Просто попробовать. Это не означает, что психолог навязывает клиенту, каким ему следует быть, но просто расширяет варианты его поведения, чтобы клиент сам мог выбрать подходящую для него новую роль.
Понятно, что и психодрама, и любой другой метод практической психологии – это не одноразовое воздействие.
Это долгосрочная работа, состоящая из некоторой серии драматизаций и
группового взаимодействия. Особенно в том случае, когда негативные ролевые
сценарии человека очень сильны. Это может занимать и год, и два, три, пять. Но
при этом человек все равно выбирает развитие в лучшую сторону, а не застывание
в своем прежнем поведении, в своих невротических переживаниях и постепенно, шаг
за шагом двигается к выздоровлению, и его надежда на изменение становится все
сильнее.