Общество потребления характеризуется часто не осознаваемой потребностью людей в покупке вещей не первой и даже не десятой необходимости только из побуждения удовлетворить эмоциональный и психологический голод. В обществе потребления ЭГО человека становится массовым - другими словами, общественное мнение становится на порядок выше мнения отдельного индивидуума, причем, оно никак не выражается. Принадлежность к общему ЭГО чувствуется на подсознательном уровне, но не замечается, в то время как не принадлежность ощущается остро, порождая чувство неудовлетворенности, депрессию и прочие неприятные психологические состояния.
Откуда же берутся навязанные ценности общества потребления?
Все начинается с детского сада и школы. Уже там родителями закладывается в ребенка стимул к потреблению, который можно охарактеризовать одной фразой - «Быть не хуже других». Быть не хуже других и иметь хороший телефон, модную одежду, ездить каждое лето на отдых даже не ради самого отдыха, впечатлений и оздоровления, а только чтобы «быть не хуже других» - весь этот «чудесный» набор побудителей к действию не свойственен ребенку. Так мыслят его родители, воспитывая его в атмосфере потребления и делая его причастным к общественному ЭГО. Ребенок не чувствует причастности к нему или же не причастности, пока ему об этом не скажут и не внушат: родители, друзья, воспитатели или учителя и средства массовой информации.
И вот, пройдя первый базовый набор социальных институтов, общество получает еще одного потребителя, который будет обогащать кошельки тех, кто производит товары и услуги с завидным рвением. А, чтобы человек об этом не забывал, масс-медиа ему помогут не сходить с пути: телевидение, сериалы, музыкальные клипы и даже просто музыка будут круглые сутки подстегивать человека к потреблению, напевая ему ритмичные песни про часы/яхты/квартиры/машины, показывая лучшую жизнь, брендовые вещи, обладание которыми сделает человека таким же умным, успешным и вознесет его социальный статус и уровень счастья выше «Бурдж-Халифа».
Люди не хотят героев, они хотят есть чизбургеры, играть в лотереи и смотреть телевизор.(c) «Se7en»
Но на самом деле все совсем не так просто. Существует такая вещь, как мода, диктующая нам не просто покупать больше, чтобы «быть не хуже других», но и что именно покупать. Существует принцип запланированного устаревания вещей, делающий все купленные нами вещи непригодными к использованию по прошествии некоторого времени. Так что, даже если вы решите отказаться от покупки все новых и новых моделей смартфонов, то вам все равно придется это сделать рано или поздно, так как ваш старый смартфон выйдет из строя. А кто сейчас купит неломающуюся Мотороллу 3110? Никто, потому что нам необходим смартфон для работы, общения, просто для функционирования в современном обществе, которое ставит нас в кабалу потребления. Но покупки никогда не сделают нас счастливыми. Потому что невозможно догнать моду, сколько денег бы у нас не было, - она все время на шаг впереди потребителя.
Невозможно стать счастливым, руководствуясь лишь принципом потребления, потому что это не является чем-то ценностным. Любые вещи, гаджеты, лейблы на одежде не делают нас счастливыми только потому, что это поддельные, не свойственные человеку, пустые ценности. Люди стремятся к пустоте, не к свершению чего-то великого или экстраординарного ради самого факта существования творческого продукта, но для улучшения благосостояния и еще большего потребления! Они не стремятся к реализации своего потенциала и поэтому обречены на несчастье, сколько бы ни покупали часов, костюмов или наборов мебели из IKEA.
Многие могут сказать, что в обществе потребления нет ничего плохого. Что это просто современный жизненный уклад, каких за всю историю человечества было великое множество. И глупо противостоять ему, раздумывая о плачевности сложившейся в обществе ситуации, в то время как можно потратить свое время на что-то более полезное. Так говорят люди, не знающие истинную цену деньгам, которые они тратят на покупку вещей. А цена им - время.
Необходимо точно понимать, сколько времени вашей единственной жизни стоит работа в офисе ради отдыха, покупки машины или новомодной вещи? Сколько времени, потраченного на работу, вы могли бы потратить на самосовершенствование или творчество, на занятия, которые действительно сделали бы вас счастливее?