Биолог Вера Башмакова уверена: школьная программа по химии и биологии не дает ученикам полного представления даже об элементарных вещах и их применении в жизни. Вместе с тем она наверняка знает, что все можно изучать в более простой и увлекательной форме. Знания, полученные в лаборатории, организованной при Политехническом музее, лишними в жизни точно не будут, ведь уже всем понятно: будущее за технологиями, в том числе и био.
- Начнем с главного вопроса: чем вы занимаетесь в лаборатории и что предлагаете посетителям?
- В мире уже существует генная инженерия, а на уроках в школе хорошо, если по ДНК дают полную картину. Всегда школьная программа отстает, да и учителя биологии, как правило, преподают лишь то, что в учебниках. Поэтому хотелось бы, чтобы у детей была возможность, если у них есть способности и желание, заниматься молекулярной биологией, которая не оторвана от жизни. Именно эти навыки мы и пытаемся развить в детях.
Глобальная идея в том, чтобы люди - дети и взрослые - которым интересна современная наука, могли прийти в то место, где им покажут что-то интересное, объяснят, как и что работает.
- Какой принцип лежит в основе вашей работы?
- Наша лаборатория создавалась для того, чтобы именно заинтересовать ребенка. И здесь нужно различать грань между образованием и просвещением. Просвещение как раз и нужно для того, чтобы заинтересовывать. А идея и принцип в том, чтобы показать: наука – это интересно, ярко, здорово.
- Чего можно добиться, зная и изучая молекулярную биологию и химию?
- Начиная от того, чтобы понимать, что сейчас творится в мире, и заканчивая практическими вещами. Как 50 лет назад за компьютерными технологиями было будущее, так теперь оно за биотехнологиями. Это и генетическая модификация разных организмов, и лечение болезней с помощью генетических модификаций, иммунных методик и так далее.
И сейчас я определяю задачу так: воспитать людей, которым будет интересно всем этим заниматься. Главный недостаток науки в школе в том, что это вообще не наука. Учителя дают некие абстрактные данные. Допустим, во многих школах в процессе изучения бактерий дети даже не смотрят в микроскоп, не понимают, о чем речь. И в результате эта информация где-то вместе с теоремой синусов остается в памяти. Но к жизни это не привязано.
- А вы?
- А мы даем возможность все это пощупать. Прямо кончиками пальцев. И если человек этим действительно загорелся, то он может пойти учиться дальше, совершить какое-то открытие. Это такая наука, которая не всегда связана с дорогостоящими установками. Очень многие приборы можно либо изготовить самим, либо купить за небольшие деньги. Главное – это знания и навыки, и их мы даем.
- Что из числа последних научных открытий вас поразило?
- В последний год было очень много разных прорывов. Наверное, можно отметить методику, которая позволяет визуализировать связи в мозгу. Называется CLARITY. С ее помощью любую ткань человеческого организма можно сделать прозрачной – например, мозг. Вы его берете в руки, а он невидим. Я думаю, за это можно дать и Нобелевскую премию. Но это не наше открытие.
Технология CLARITY позволяет сделать мозг (но уже не живой) практически прозрачным, при этом сохранив в нем на своих местах почти все важные макромолекулы – белки и нуклеиновые кислоты. Технология основана на «вымывании» из мозга липидных оболочек клеток с помощью электрофореза и замены их на прозрачный полиакриламидный гель. Это позволяет увидеть все взаимосвязи, происходящие внутри органа.
- А как в России дела с био- и открытиями в этой области?
- У нас очень хорошая биоинформатика, на неплохом уровне идут работы с одной из методик модификации генома. На самом деле, у нас довольно много лабораторий, которые работают на мировом уровне. Не скажу, что опережают, но в ногу со временем – да, идут.
- Как работает генная инженерия?
- Она меняет геном, но не в самом человеке – изменить все клетки во взрослом человеке пока сложно, но рано или поздно, надеюсь, получится. Сегодня можно создать генетически модифицированный организм из одной клетки, можно модифицировать часть клеток в организме. Этим летом смогли излечить терминальную стадию рака: ученые просто взяли и изменили иммунные клетки больных с помощью генной инженерии и запустили их назад в организм. Эти иммунные клетки уничтожили опухоль. В это трудно поверить, но безнадежно больным оставалось буквально несколько недель, а сегодня они практически здоровы. Еще несколько лет назад это не представлялось возможным, а сейчас получилось.
- Какие еще области применения у генной инженерии можно отметить?
- Генетически модифицированные растения. Достаточно давно существует страшилка о том, что это очень вредно.
- А на самом деле?
- Вся селекция – это генетическая модификация. Возьмем такой пример: специалисты, вместо того, чтобы опрыскивать растения химикатами, уничтожающими грибы-паразиты, встраивают в них белки, которые ядовиты для паразитических грибов, но не ядовиты для людей, употребляющих растения в пищу. Потому что люди не синтезируют хитин, который является необходимым компонентом клеточной стенки грибов. И от того, что его синтез будет нарушен, человеку не будет ни жарко, ни холодно. Это все миллион раз проверено, просчитано, но кому-то все равно неспокойно.
- Потому что у нас люди очень трудно привыкают к чему-то новому, тому, что не могут контролировать…
- В любом случае, без генетически модифицированных растений нам придется тяжело. Очень растет население земли, и обычным натуральным хозяйством прожить будет невозможно.