Осознанное мышление
0 комментариев
991 просмотр

Наука на кончиках пальцев

Биолог Вера Башмакова уверена: школьная программа по химии и биологии не дает ученикам полного представления даже об элементарных вещах и их применении в жизни. Вместе с тем она наверняка знает, что все можно изучать в более простой и увлекательной форме. Знания, полученные в лаборатории, организованной при Политехническом музее, лишними в жизни точно не будут, ведь уже всем понятно: будущее за технологиями, в том числе и био.

- Начнем с главного вопроса: чем вы занимаетесь в лаборатории и что предлагаете посетителям?

- В мире уже существует генная инженерия, а на уроках в школе хорошо, если по ДНК дают полную картину. Всегда школьная программа отстает, да и учителя биологии, как правило, преподают лишь то, что в учебниках. Поэтому хотелось бы, чтобы у детей была возможность, если у них есть способности и желание, заниматься молекулярной биологией, которая не оторвана от жизни. Именно эти навыки мы и пытаемся развить в детях.

Глобальная идея в том, чтобы люди - дети и взрослые - которым интересна современная наука, могли прийти в то место, где им покажут что-то интересное, объяснят, как и что работает.

- Какой принцип лежит в основе вашей работы?

- Наша лаборатория создавалась для того, чтобы именно заинтересовать ребенка. И здесь нужно различать грань между образованием и просвещением. Просвещение как раз и нужно для того, чтобы заинтересовывать. А идея и принцип в том, чтобы показать: наука – это интересно, ярко, здорово.


16356844804_6be7cdd8e4_c.jpg

- Чего можно добиться, зная и изучая молекулярную биологию и химию?

- Начиная от того, чтобы понимать, что сейчас творится в мире, и заканчивая практическими вещами. Как 50 лет назад за компьютерными технологиями было будущее, так теперь оно за биотехнологиями. Это и генетическая модификация разных организмов, и лечение болезней с помощью генетических модификаций, иммунных методик и так далее.

И сейчас я определяю задачу так: воспитать людей, которым будет интересно всем этим заниматься. Главный недостаток науки в школе в том, что это вообще не наука. Учителя дают некие абстрактные данные. Допустим, во многих школах в процессе изучения бактерий дети даже не смотрят в микроскоп, не понимают, о чем речь. И в результате эта информация где-то вместе с теоремой синусов остается в памяти. Но к жизни это не привязано.

- А вы?

- А мы даем возможность все это пощупать. Прямо кончиками пальцев. И если человек этим действительно загорелся, то он может пойти учиться дальше, совершить какое-то открытие. Это такая наука, которая не всегда связана с дорогостоящими установками. Очень многие приборы можно либо изготовить самим, либо купить за небольшие деньги. Главное – это знания и навыки, и их мы даем.

- Что из числа последних научных открытий вас поразило?

- В последний год было очень много разных прорывов. Наверное, можно отметить методику, которая позволяет визуализировать связи в мозгу. Называется CLARITY. С ее помощью любую ткань человеческого организма можно сделать прозрачной – например, мозг. Вы его берете в руки, а он невидим. Я думаю, за это можно дать и Нобелевскую премию. Но это не наше открытие.


17890182759_432a2630e3_c.jpg


Технология CLARITY позволяет сделать мозг (но уже не живой) практически прозрачным, при этом сохранив в нем на своих местах почти все важные макромолекулы – белки и нуклеиновые кислоты. Технология основана на «вымывании» из мозга липидных оболочек клеток с помощью электрофореза и замены их на прозрачный полиакриламидный гель. Это позволяет увидеть все взаимосвязи, происходящие внутри органа.

- А как в России дела с био- и открытиями в этой области?

- У нас очень хорошая биоинформатика, на неплохом уровне идут работы с одной из методик модификации генома. На самом деле, у нас довольно много лабораторий, которые работают на мировом уровне. Не скажу, что опережают, но в ногу со временем – да, идут.

- Как работает генная инженерия?

- Она меняет геном, но не в самом человеке – изменить все клетки во взрослом человеке пока сложно, но рано или поздно, надеюсь, получится. Сегодня можно создать генетически модифицированный организм из одной клетки, можно модифицировать часть клеток в организме. Этим летом смогли излечить терминальную стадию рака: ученые просто взяли и изменили иммунные клетки больных с помощью генной инженерии и запустили их назад в организм. Эти иммунные клетки уничтожили опухоль. В это трудно поверить, но безнадежно больным оставалось буквально несколько недель, а сегодня они практически здоровы. Еще несколько лет назад это не представлялось возможным, а сейчас получилось.


143874403.jpg

- Какие еще области применения у генной инженерии можно отметить?

- Генетически модифицированные растения. Достаточно давно существует страшилка о том, что это очень вредно.  

- А на самом деле?

- Вся селекция – это генетическая модификация. Возьмем такой пример: специалисты, вместо того, чтобы опрыскивать растения химикатами, уничтожающими грибы-паразиты, встраивают в них белки, которые ядовиты для паразитических грибов, но не ядовиты для людей, употребляющих растения в пищу. Потому что люди не синтезируют хитин, который является необходимым компонентом клеточной стенки грибов. И от того, что его синтез будет нарушен, человеку не будет ни жарко, ни холодно. Это все миллион раз проверено, просчитано, но кому-то все равно неспокойно.

- Потому что у нас люди очень трудно привыкают к чему-то новому, тому, что не могут контролировать…

- В любом случае, без генетически модифицированных растений нам придется тяжело. Очень растет население земли, и обычным натуральным хозяйством прожить будет невозможно.

Вера Башмакова
Поделиться статьей
Похожие статьи
Как всесторонне развить ребенка?
Ребенка не нужно учить читать в раннем возрасте
Метод sandplay
Когда душа творит
Мама, ты меня любишь?
Почему события многолетней давности влияют на нашу жизнь сегодня
Комментарии

Спасибо за регистрацию на портале Naturi Life!
На Вашу почту отправлено письмо с подтверждением регистрации.