Некоторое время назад по инициативе творческой студии «Мастерской-ТАФ» (Театр архитектурной формы) в галерее-мастерской «Выхино» был запущен оригинальный проект «Протомузей», призванный познакомить всех желающих с материально-предметной культурой прошлого и ее отражением в современном дизайне и искусстве. Экспозиция представлена старинной утварью и орудиями крестьянского быта и труда, собранными архитекторами, педагогами этой мастерской на Русском Севере. О том, почему так важно сохранять связь поколений и преемственность в культуре мы расспросили куратора этого проекта – дизайнера, художника, архитектора и педагога Ларису Климову.
– Сегодня вы заняты большим интересным проектом, который получил имя «Протомузей». Что это такое?
– Чтобы понять идею такого музея, можно для начала обратиться к семантике его названия. «Прото» означает «первый смысл». С греческого это «первый» (как прототип). «Музей», понятно, - традиционный культурный организм, содержащий в своей основе коллекцию. Рядом с этим находится понятие «Протокультура», которое мы считаем своим открытием. Что такое «культура» с латинского? Это «возделывание», «образование», «воспитание». Народного мастера никто не воспитывал. То, что он делал, было продиктовано природой, жизненными условиями, укладом и необходимостью. Поэтому, на наш взгляд, «прото» - это «искусство до искусства», «дизайн до дизайна» (без авторских амбиций создателя). Наша мастерская уже много лет занята развитием этой темы прототворчества, т.е. работы тихой, простой, непосредственной, неконъюнктурной.
– Что вы предлагаете увидеть посетителям?
– В основном, это архаическая мебель, крестьянская утварь, рабочие инструменты и орудия труда, словом, то, что мы называем «протодизайном». Если взглянуть на любой из экспонатов, будь то лубяной короб, деревянные грабли или рубель – можно отметить, что все сделано просто, естественно, экологично и функционально. Такие пожившие, обветшалые предметы завораживают своей честностью, естественностью, подлинностью. Вообще, впервые о протокультуре мы заявили в 2001 году, когда сделали выставку в музее и общественном центре им. А. Сахарова. До этого мы делали музейные экспозиции в Каргополе, Малых Карелах под Архангельском. А потом пришла идея создать экспозицию в Москве. Мы не стремимся сегодня всех переобуть в лапти. Мы хотим помочь людям, обратившись к своей истории, открыть для себя красоту устройства вещи, которая сделана умно и точно в соответствии с необходимостью. Эта традиция затем получила свое продолжение и в «производственном искусстве» русского авангарда и в мировом современном дизайне – рациональном, эстетически умеренном, контекстуальном, остроумном. Смысл создания такого музея мы видим в выявлении сущностных связей между достоинствами архаического российского дизайна и последующими проявлениями дизайнерской мысли. Без понимания этих основ трудно представить дальнейшее здоровое развитие российской материально-художественной культуры.
Мы не стремимся сегодня всех переобуть в лапти. Мы хотим помочь людям, обратившись к своей истории, открыть для себя красоту устройства вещи, которая сделана умно и точно в соответствии с необходимостью.
– Вы только собираете или создаете в том числе?
– Часть экспонатов – это вещи из нашей коллекции, еще часть создается на основе этих принципов архаической жизненной подлинности. У нас есть целая серия таких предметов: лавки, табуреты, диванчики, которые, с одной стороны, просто арт-объекты для любования, сделанные в духе традиций, с другой - вполне функциональные вещи. Это все, в основном, делалось топором – то есть, совсем архаическим способом.
– Из дерева?
– Из дерева. По большей части это ольха, также мы используем и старое пожившее дерево – фрагменты бывших построек.
– Наверняка идея создания такого музея возникла не на пустом месте?
– Она идет еще из 90-х, когда группа молодых архитекторов была приглашена в один из уникальнейших городов в 1200 км к северу от Москвы – город Каргополь - оформлять экспозицию в местном музее. Затем мы, готовя материал для выставки «Архитектура Каргопольской земли», познакомились с окрестностями города, и нас особенно поразило поселение Ошевенск. Это традиционная северная деревня с остатками монастыря, с деревянным шатровым храмом и мощными высокими домами, сложенными, построенными без единого гвоздя! Сначала там нами был приобретен один дом, сейчас уже несколько, также по нашему проекту построена «Летняя школа», куда мы вывозим наших студентов – архитекторов, дизайнеров - приобщаться к традиции.
Но дело даже не в том, чтобы выезжать туда, как на творческую базу. Мы поняли, что в каком-то смысле это наша миссия: сохранять аутентичный облик деревни, который меняется под влиянием времени. Это понимание также сложилось естественно, во-первых, мы архитекторы – сохраняя традиционный облик домов, мы делаем небольшую реконструкцию в соответствии с новыми функциями. Во-вторых, поскольку мы там приобретали дома, то, естественно, с этой архаической утварью, с этими артефактами. И там же мы организовали небольшой «Протомузей», где как раз собраны эти самые предметы старины.
– То есть там как раз можно получить комплексное представление о жизни и быте наших прародителей?
– Отчасти это так. Ведь музеификация – это такая двойственная вещь: с одной стороны, это спасение и сохранение, с другой – все это существует сегодня в другом историческом контексте. Тем не менее, она дает возможность современникам увидеть, как жили предки, соприкоснуться с подлинной культурой народа. Ведь мы живем в эпоху цифровую, постиндустриальную. С одной стороны, это во многом удобно, но с другой – происходит отрыв от жизни, подмена подлинных ощущений, ценностей. Особенно это важно для развития детей, способных воспринимать и развивать эти традиции, потому в этом есть и воспитательная функция.
– Существуют ли какие-то проекты в этом направлении?
– Одна из наших миссий – развитие дизайнерского мышления у детей. У нас уже работает студия творческого развития здесь, в выставочной галерее «Выхино». Кроме того, мы затеваем совместные проекты с районными школами, вовлекая школьников в процесс проектирования среды для себя, как например, «Школа моей мечты».
У сегодняшних школьников предмет ИЗО заканчивается в 6-7 классе. Почему-то считается, что дальше ребенка развивать творчески не нужно: гуманитарная специализация, техническая, и на этом все. Детям, которые тяготеют к творчеству, не всегда есть, куда деться, а мы им даем такую базу, взбаламучиваем это творческое начало! И они начинают себя чувствовать, осознавать. И это вовсе не значит, что они все должны быть дизайнерами. Может, это будет звучать крамольно, но многие художественные школы настолько академичны, что уже попросту «окостенели». Есть некая однобокость: «только вот так хорошо». Но мы находимся все-таки в пограничном пространстве, межпрофессиональном. Эти дети просто становятся развитыми, культурными, творческими людьми. А дальше – пожалуйста, идите в сценаристы, режиссеры, писатели, дизайнеры, архитекторы. И здесь важно, что художественно развитый человек способен чувствовать, а значит ценить и не нарушать красоту мира, созданного до него.