Осознанное мышление
0 комментариев
1537 просмотров

Обращение к истокам. Протокультура

Некоторое время назад по инициативе творческой студии «Мастерской-ТАФ» (Театр архитектурной формы) в галерее-мастерской «Выхино» был запущен оригинальный проект «Протомузей», призванный познакомить всех желающих с материально-предметной культурой прошлого и ее отражением в современном дизайне и искусстве. Экспозиция представлена старинной утварью и орудиями крестьянского быта и труда, собранными архитекторами, педагогами этой мастерской на Русском Севере. О том, почему так важно сохранять связь поколений и преемственность в культуре мы расспросили куратора этого проекта – дизайнера, художника, архитектора и педагога Ларису Климову.


Сегодня вы заняты большим интересным проектом, который получил имя «Протомузей». Что это такое?

– Чтобы понять идею такого музея, можно для начала обратиться к семантике его названия. «Прото» означает «первый смысл». С греческого это «первый» (как прототип). «Музей», понятно, - традиционный культурный организм, содержащий в своей основе коллекцию. Рядом с этим находится понятие «Протокультура», которое мы считаем своим открытием. Что такое «культура» с латинского? Это «возделывание», «образование», «воспитание». Народного мастера никто не воспитывал. То, что он делал, было продиктовано природой, жизненными условиями, укладом и необходимостью. Поэтому, на наш взгляд, «прото» - это «искусство до искусства», «дизайн до дизайна» (без авторских амбиций создателя). Наша мастерская уже много лет занята развитием этой темы прототворчества, т.е. работы тихой, простой, непосредственной, неконъюнктурной.


IMG_0051.jpg


Что вы предлагаете увидеть посетителям?

– В основном, это архаическая мебель, крестьянская утварь, рабочие инструменты и орудия труда, словом, то, что мы называем «протодизайном». Если взглянуть на любой из экспонатов, будь то лубяной короб, деревянные грабли или рубель – можно отметить, что все сделано просто, естественно, экологично и функционально. Такие пожившие, обветшалые предметы завораживают своей честностью, естественностью, подлинностью. Вообще, впервые о протокультуре мы заявили в 2001 году, когда сделали выставку в музее и общественном центре им. А. Сахарова. До этого мы делали музейные экспозиции в Каргополе, Малых Карелах под Архангельском. А потом пришла идея создать экспозицию в Москве. Мы не стремимся сегодня всех переобуть в лапти. Мы хотим помочь людям, обратившись к своей истории, открыть для себя красоту устройства вещи, которая сделана умно и точно в соответствии с необходимостью. Эта традиция затем получила свое продолжение и в «производственном искусстве» русского авангарда и в мировом современном дизайне – рациональном, эстетически умеренном, контекстуальном, остроумном. Смысл создания такого музея мы видим в выявлении сущностных связей между достоинствами архаического российского дизайна и последующими проявлениями дизайнерской мысли. Без понимания этих основ трудно представить дальнейшее здоровое развитие российской материально-художественной культуры.


Мы не стремимся сегодня всех переобуть в лапти. Мы хотим помочь людям, обратившись к своей истории, открыть для себя красоту устройства вещи, которая сделана умно и точно в соответствии с необходимостью.


Вы только собираете или создаете в том числе?

– Часть экспонатов – это вещи из нашей коллекции, еще часть создается на основе этих принципов архаической жизненной подлинности. У нас есть целая серия таких предметов: лавки, табуреты, диванчики, которые, с одной стороны, просто арт-объекты для любования, сделанные в духе традиций, с другой - вполне функциональные вещи. Это все, в основном, делалось топором – то есть, совсем архаическим способом.

Из дерева?

– Из дерева. По большей части это ольха, также мы используем и старое пожившее дерево – фрагменты бывших построек.


IMG_0082.jpg


Наверняка идея создания такого музея возникла не на пустом месте?

– Она идет еще из 90-х, когда группа молодых архитекторов была приглашена в один из уникальнейших городов в 1200 км к северу от Москвы – город Каргополь - оформлять экспозицию в местном музее. Затем мы, готовя материал для выставки «Архитектура Каргопольской земли», познакомились с окрестностями города, и нас особенно поразило поселение Ошевенск. Это традиционная северная деревня с остатками монастыря, с деревянным шатровым храмом и мощными высокими домами, сложенными, построенными без единого гвоздя! Сначала там нами был приобретен один дом, сейчас уже несколько, также по нашему проекту построена «Летняя школа», куда мы вывозим наших студентов – архитекторов, дизайнеров - приобщаться к традиции.

Но дело даже не в том, чтобы выезжать туда, как на творческую базу. Мы поняли, что в каком-то смысле это наша миссия: сохранять аутентичный облик деревни, который меняется под влиянием времени. Это понимание также сложилось естественно, во-первых, мы архитекторы – сохраняя традиционный облик домов, мы делаем небольшую реконструкцию в соответствии с новыми функциями. Во-вторых, поскольку мы там приобретали дома, то, естественно, с этой архаической утварью, с этими артефактами. И там же мы организовали небольшой «Протомузей», где как раз собраны эти самые предметы старины.


IMG_0071.jpg


То есть там как раз можно получить комплексное представление о жизни и быте наших прародителей?

– Отчасти это так. Ведь музеификация – это такая двойственная вещь: с одной стороны, это спасение и сохранение, с другой – все это существует сегодня в другом историческом контексте. Тем не менее, она дает возможность современникам увидеть, как жили предки, соприкоснуться с подлинной культурой народа. Ведь мы живем в эпоху цифровую, постиндустриальную. С одной стороны, это во многом удобно, но с другой – происходит отрыв от жизни, подмена подлинных ощущений, ценностей. Особенно это важно для развития детей, способных воспринимать и развивать эти традиции, потому в этом есть и воспитательная функция.


DSCN8499.jpg


Существуют ли какие-то проекты в этом направлении?

Одна из наших миссий – развитие дизайнерского мышления у детей. У нас уже работает студия творческого развития здесь, в выставочной галерее «Выхино». Кроме того, мы затеваем совместные проекты с районными школами, вовлекая школьников в процесс проектирования среды для себя, как например, «Школа моей мечты».

У сегодняшних школьников предмет ИЗО заканчивается в 6-7 классе. Почему-то считается, что дальше ребенка развивать творчески не нужно: гуманитарная специализация, техническая, и на этом все. Детям, которые тяготеют к творчеству, не всегда есть, куда деться, а мы им даем такую базу, взбаламучиваем это творческое начало! И они начинают себя чувствовать, осознавать. И это вовсе не значит, что они все должны быть дизайнерами. Может, это будет звучать крамольно, но многие художественные школы настолько академичны, что уже попросту «окостенели». Есть некая однобокость: «только вот так хорошо». Но мы находимся все-таки в пограничном пространстве, межпрофессиональном. Эти дети просто становятся развитыми, культурными, творческими людьми. А дальше – пожалуйста, идите в сценаристы, режиссеры, писатели, дизайнеры, архитекторы. И здесь важно, что художественно развитый человек способен чувствовать, а значит ценить и не нарушать красоту мира, созданного до него.

Лариса Климова
Поделиться статьей
Похожие статьи
Как обрести вдохновение через ассоциации
Тест Карла Юнга «16 ассоциаций»
Знакомься, это ты!
Как изучение себя помогает обрести уверенность и внутреннюю свободу
Как жить с ДЦП
И быть при этом активным гражданином
Комментарии

Спасибо за регистрацию на портале Naturi Life!
На Вашу почту отправлено письмо с подтверждением регистрации.