Какой станет наша жизнь, если действительно через несколько лет роботов будет больше, чем людей? Таит ли в себе опасность развитие искусственного интеллекта? Эти вопросы мы задали правильному собеседнику – Игорю Никитину, одному из основателей самой робототехнической в Европе компании - «Корпорация роботов», в которой уже сегодня количество сотрудников-людей меньше, чем роботов.
- Игорь, сейчас многие говорят, что робототехника – перспективная отрасль. Почему?
- Если говорить философски, то движущие силы две. В первую очередь, это любопытство. Огромное количество инженеров пытаются создать роботов, похожих на людей, то есть повторить Творца. Или автоматы, которые могут помочь нам в выполнении ежедневных функций. А вообще, двигатели прогресса как всегда - жадность и лень.
Лень - потому что нам самим не хочется, например, управлять автомобилем, сидеть в пробке - это же скучно. Пожалуйста, сейчас почти в каждом концерне создаются автомобили, которые могут и парковаться, и ездить автоматически. Это последние модели Mercedes, Tesla, Lexus. Они могут, например, держать полосу или ехать в пробке.
- За счёт датчиков?
- Да, датчиков, но алгоритм - это робот. Что это такое робот? Вовсе не обязательно, чтобы у него были две руки, две ноги, голова. Это любое устройство, обладающее двумя функциями - мобильностью и автономностью. Мобильная и автономная машина - это робот, робот-автомобиль.
То же самое касается быта. Нам не хочется идти в магазин - мы отправляем туда квадрокоптер, они сейчас начали доставку кофе делать. Нам лень самим пылесосить - робот-пылесос приходит нам на помощь.
А жадность - это желание экономии и повышения эффективности. За счёт этого желания мы живём в том мире, когда каждый может позволить себе автомобиль или полёт на самолёте. Это всё благодаря роботам. Они делают ту работу, для которой раньше нужны было 100 человек, а сейчас ставят одного робота. Я говорю про большие промышленные комплексы.
Но роботы приходят и в малую промышленность, и в лёгкую, и в пищевую. И помогают там. Соответственно, это ведёт к тому, что всё меньше и меньше людей будут задействованы в рутинной работе, и всё больше и больше работы будут делать роботы. И это прекрасно!
- Есть ли какая-то негативная сторона в этом? Мы не перегнём палку?
-Негативная сторона - это фактор ожирения в Америке, например. Там настолько всё комфортно - огромные квартиры, у всех машины - люди перестали двигаться. Опасность может таиться в том, что мы перестанем работать, будем лишь наслаждаться жизнью. Останется только интеллектуальный и коммуникационный труд, больше никакого. Всю остальную рутинную работу будут делать роботы.
На период становления они очень плавно будут замещать людей, очень плавно будет уменьшаться спрос на те или иные специальности. И для людей, которые не очень быстро реагируют или имеют очень узкое образование, это может быть определённым стрессовым фактором при поиске работы. Но все же пока на уровень безработицы гораздо сильнее влияют экономические причины.
- А если всё-таки удастся заместить человека роботом? Может ли фильм «Терминатор» стать реальностью? Кто соблюдает эту грань, кто следит за этим?
- В нашей компании за этим следят инженеры и старшие инженеры, они прописывают в каждого робота список наших сотрудников, родственников и друзей. И, если вдруг случится через много-много лет какая-нибудь заваруха, как в фильме «Терминатор», то даже на базовом уровне все наши роботы, если они попадут под какое-то влияние, будут знать: «Этих не трогаем».
Что касается глобальных вещей, то все эти возможности очень отдалённые. Да, сегодня существуют полностью механические роботы, которые могут даже превзойти робота-терминатора. Они могут ходить-ползать-бегать, взять автомат и начать во всех стрелять. Есть такие, сам видел, но у них есть и две проблемы.
У них отсутствует искусственный интеллект, который показывается в фантастических фильмах, и пока даже нет намёка на его создание. Ими просто управляет другой человек. Да, есть много плохих людей, которые могут использовать робота для своих целей, но можно и без робота чего-нибудь натворить.
А вторая вещь, которая в нас вселяет оптимизм, - это абсолютное отсутствие таких источников питания, которые позволили бы роботам функционировать продолжительное время. Все измеряется минутами, особенно у сложных систем. Поэтому автономный робот, который может куда-то уйти – вещь невообразимая! И даже если случится серьёзное ЧП, он разрядится через несколько часов. Так что ближайшие сто лет нам точно ничего не грозит.
- Расскажите, чем занимается ваша компания, для чего она создана?
- Основная наша цель, миссия – возрождение инженерной элиты и популяризация робототехники. Проще говоря - популяризация инженерных профессий. Инженерия – это конструирование различных механизмов или приборов, поэтому здесь основные задействованные специальности – математика и физика.
А платформа, на которой мы строим свою деятельность, это интертеймент, развлечения. Основная наша аудитория – семейная. На новые впечатления и эмоции люди приходят, за это они готовы платить деньги.
Но вторым слоем идёт именно увлекающая/вдохновляющая история, поэтому у нас есть экскурсии, поэтому у нас работает «Робошкола», робототехнический клуб (мы его называем Роболагерем). Поэтому мы учреждаем разные премии для детей, устраиваем конкурсы, они делают экороботов, мы открыли Школу профессий будущего Краш Про на Воздвиженке, запустили проект Гараж Кулибин Про (первые такие мастерские открыли в Давыдково в школе Монтессори, в Московском Планетарии)
В целом, наша компания - это образовательная компания, которая работает в образовательном бизнесе. Мы используем разные форматы, разные технологии, работаем с разными возрастами.
- Какой был самый первый проект?
- Самый первый – «Бал роботов». У него были два партнёра-основателя: я и Марина Левашова. Мы сидели в кафе, обсуждали разные перспективные проекты. Марина предложила: «Давай сделаем недельный Бал роботов». Ее остро волновало состояние инженерных наук в России, так как будучи журналистом, она наблюдала забвение этой профессии. Я с инженерным бэкграундом и хотел сделать что-то наподобие фестиваля, какого-то долгосрочного проекта. В итоге мы пришли к формату выставки, на которую привезли много роботов из разных стран. В течение пяти месяцев мы активно занимались её созданием, первая открылась два года назад в Москве.
Мы думали, что это будет такой разовый проект - мы проведем выставку, а потом будем что-то новое искать. Но нас это захватило, выставка стала ездить по городам. Мы проехали уже одиннадцать городов! Сделали своих роботов, провели международные бои роботов Бронебот в Олимпийском, создали даже Робоагентство, и выпустили несколько книг про будущее.
- Сколько роботов экспонируется на вашей выставке?
- Число варьируется от 40 до 60: роботы приезжают к нам на короткие периоды из разных научных институтов мира, из лабораторий и гаражей, есть роботы наши собственные. Кстати, людей у нас работает меньше. Мы вообще самая роботехническая компания по соотношению количества живых людей и сотрудников-роботов, которые у нас трудятся.
- Получается, ваша компания – некий прообраз общего будущего?
- Возможно. Важно понимать, что роботов уже на нашем веку будет столько же, сколько людей. Сейчас 2016 год, сравнивая его с 1996-м, вспомните, что вы знали про мобильный телефон, мобильный Интернет, мобильные приложения, музыку, ВКонтакте, Инстаграм? Сколько было этих мобильных телефонов? Прошло всего-навсего двадцать лет! Да, для кого-то это целое поколение, дети могли вырасти. Пройдет ещё двадцать лет, и роботов будет столько же, сколько мобильных телефонов. Мы их использовать будем так же. Просто нужно быть к этому готовыми.