Правильный подход к звучанию собственного организма и, самое главное, души, может подобрать практикующий преподаватель йоги голоса Виктория Яровая.
Йога голоса — это целительная практика, в которой для достижения концентрации используется пение. Поются, как правило, мантры, пропеваются различные интуитивные звуки и мелодии.
Звук сам по себе является пограничной субстанцией, своего рода мостиком между материальным окружающим миром и нашим духовным состоянием.
А когда это звук собственного голоса — он приобретает особое значение и помогает «звучать» всему организму. Нужно лишь правильно использовать его возможности.
— Виктория, чем звукотерапия отличается от йоги голоса?
— Эти две практики близки, но все же различия есть. Звукотерапия использует пение для раскрытия человеческого потенциала, для снятия напряжения и освобождения от болей, зависимостей. То есть, если есть желание развивать свои способности, не ставя во главу угла духовные принципы, то нужна звукотерапия. Если же в планы входит духовное развитие, утончение, стремление к божественному свету, тогда ваша практика — это йога голоса.
— Получается, что любое пение благотворно влияет на человеческий организм?
— К сожалению, нет. Существуют занятия пением, целью которых не является укрепление физического и духовного здоровья. Следовательно, таких результатов эти занятия и не приносят. Приведу пример. Одно время я посещала тренинги профессора Емельянова в школе оперного пения. У него хорошо разработаны практики для раскрытия голоса. Но к йоге это не имеет ни малейшего отношения, он даже предупредил: «Кто здесь хочет заниматься йогой, сразу может покинуть это помещение». Чуть позже я поняла, что суть его слов уходит корнями к вопросу о целеполагании. Оперный вокал противоестественен нашему организму. Так же, как и большой спорт, он выкачивает ресурсы из человека и подпитывает амбиции. Человек вкладывает в это занятие напряжение, волю, чтобы покорить потом Олимп. Эта эгоистическая мотивация не имеет ничего общего с оздоровлением.
Процесс восстановления с помощью йоги голоса может занять много времени и сил, но это работает, потому что когда звучание направляется в определенную часть тела, туда движется и энергия. Начинает активнее поступать кровь, соответственно, там восстанавливаются ткани, прорастают нервные окончания. Человек начинает чувствовать обездвиженные конечности. Это похоже на сказку, но это подтвержденные факты.
— Если оперный вокал не влияет на организм положительно, то что важного для себя вы нашли в школе оперного пения?
— Я училась там, чтобы понимать, чего делать вообще не следует, если целью является практика естественного звучания, полезного для здоровья. Еще я читала книжку Джонатана Голдмана «Целительные звуки». Она вся посвящена оздоравливающему пению. Таких полезных книг очень мало, но почитать стоит, они вдохновляют и помогают наметить «пунктиром», в каком направлении можно двигаться для изучения самого себя. Также я проходила обучение у профессора Резника. Он русский, но живет во Франции. В своей школе целительного звучания он учит тому, как пение в определенных традициях влияет на человека в полезном смысле этого слова.
— То есть пение «через силу» вредно. А если это «случайное» подпевание, например, любимой песне, и это происходит непреднамеренно, тогда оно может быть полезным?
— В такой ситуации положительный эффект есть, так как происходит расслабление и высвобождение стресса. Вы ведь даже не задумываетесь о том, в каком ритме дышите. А обычно так: короткий вдох и долгий-долгий выдох. Это прямым образом воздействует на парасимпатическую нервную систему. Как минимум, происходит расслабление. Но полезнее все-таки будет отвлечься от дел на 10 минут и сесть осознанно подышать. Это помогает ненадолго углубиться в себя, остановиться в повседневной суматохе и подумать. В результате эффект будет в 10 раз сильнее.
- Влияет ли каким-то образом современная музыка, звучащая на всех радиостанциях, на нас? Наше сознание и подсознание. Поп, рок, классика?
- Безусловно, она на нас влияет, вне зависимости от того, осознаем мы это или нет. Но, чтобы не вдаваться в рассуждения о стилях музыки, и не спорить о вкусах, я отвечу так. Если я иду путем самоисследования, повышаю уровень своей осознанности, я начинаю чувствовать, что и как на меня влияет, какие отпечатки во мне оставляет, в теле, в эмоциях, в мыслях. И тогда я выбираю ту музыку, которая меня гармонизирует, а не разрушает. Эта музыка может оказаться в любой категории.
Еще можно провести аналогию с пищей. Можно потреблять фаст-фуд, и до поры до времени чувствовать себя здоровяком, но в какой-то момент это точно заканчивается. И встает выбор: либо продолжать болеть, либо вырабатывать вкус к здоровой пище и вводить ее в привычку. Так и с музыкой. Надо всегда двигаться от грубого к тонкому. В суфизме есть такое понятие – «отшельник на базарной площади» – это человек, который в любом хаосе и суете всегда слышит божественную музыку, исходящую из собственного сердца. Вот к такому состоянию и надо стремиться! Тогда на вас ничто уже не будет влиять - ни рок, ни поп, ни даже не классика.
— Нужна ли для йоги голоса особая физическая подготовка?
— Нет, абсолютно не нужна. Более того, йогу голоса можно практиковать с людьми с ограниченными возможностями. Если человек испытывает сильные боли в теле, то занятия обычной йогой иногда даются ему не просто. А здесь мы минимизируем нагрузки на тело, используя упражнения с небольшими амплитудами, но с усиленной концентрацией внимания в болезненных частях тела. И результаты есть! Это очень эффективная целительная практика. Не могу не упомянуть о моем учителе наад-йоги (это йога звука в индуистской традиции). Он известный профессор наад-йоги; индус, но живет в Англии. Он был инвалидом, парализованным и несколько лет лежал только под аппаратами. Дыхание ему поддерживали, и он мог лишь говорить и шевелить глазами. Он сам себя воскресил с помощью йоги звука, вернул своему телу активность. Этот потрясающий пример вдохновил многих и до сих пор вдохновляет!
— А может ли человек с нарушениями голосовых связок или слуха заниматься такими практиками?
— Да, может. Даже глухонемой человек может слышать. Только не так как мы, он слышит телом. Точнее — костями. Они являются самым лучшим проводником звука в нашем организме. Это настоящее медицинское оборудование (металлический камертон). Я в своих практиках его использую редко, только для того, чтобы показать людям, как можно по-настоящему почувствовать звук костями.
— Что мотивирует людей приходить заниматься йогой голоса? Что они хотят получить от занятий?
— На каждом занятии я задаю эти вопросы пришедшим. Одни говорят, что хотят просто попробовать и узнать, что будет. Те, кто уже знаком с йогой голоса, говорят, что они любят это состояние медитации, расслабления, состояние глубокого погружения в свое внутренне пространство. Некоторые хотят избавиться от блока в горле. Такое бывает, когда сложно сформулировать свои мысли, ответить собеседнику то, что на самом деле хочется. И занимаясь даже раз в неделю, люди чувствуют результат на себе.
— Расскажите, пожалуйста, про гонг-медитацию.
— Использовать гонг в качестве помощника в медитации начал мастер кундалини-йоги Йоги Бхаджан в 70-х годах в Америке.
Гонг способен менять частоту колебаний мозга от бета-частоты к альфа-, тета- или даже дельта-частоте. А состояние дельта-колебаний для мозга является целительным. Происходит быстрое восстановление сил организма на клеточном уровне и мощный выброс серотонина и дофамина в мозг.
Сейчас на Западе подобных студий очень много. В одних используются поющие или кристаллические чаши, в других — диджериду, флейты и т.д. Они помогают сконцентрироваться на внутреннем духовном путешествии, музыкальные инструменты создают своего рода саундтрек к этому погружению в себя. Люди ложатся на матрасы или в гамаки с подушками, укрываются пледами и погружаются в глубокую релаксацию. Они просто слушают эти звуки и начинают путешествовать: кто-то по воспоминаниям, кто-то в фантазирует. Это можно назвать измененным состоянием сознания.
— Чем лично вам помогли гонг-медитации?
— Так как я занимаюсь и йогой голоса, и с использованием гонгов, то сказать точно, что именно так благотворно повлияло на мое здоровье, не могу. Но факт остается фактом: я практически перестала болеть простудными заболеваниями, у меня прошли боли в суставах, и в целом я ощущаю улучшение здоровья.
— У вас есть духовное имя, верно?
— Да, в традиции кундалини йоги, мое имя — Сат Сансар Каур. Трактовать эти имена очень непросто. Я могу перевести каждое слово в отдельности, а в целом — можно целую поэму написать. «Сат» — это истина. «Сансар» — это Сансара (наше бытие), а «Каур» — принцесса. Если попытаться перевести мое имя, можно трактовать его как «Служительница истины в Сансаре». Я пыталась анализировать, что бы оно могло значить. И присутствие в имени Сансары меня немного пугает. Цель йогина — полностью проработать свою карму и больше не возвращаться в Сансару, выйти из круга реинкарнации. Есть люди, которые медитируют и ведут образ жизни в традиции, они и дают эти имена. Мы пишем им письма с просьбой дать духовное имя, прилагаем к нему основные данные (день рождения, свое имя, описываем свою практику), и по каким-то критериям они выбирают имя для каждого. Скорее всего, эти имена уникальны. Они состоят из слов языка Гурмукхи, на котором написано Сикхское Священное Писание.
— Существует ли единый учитель йоги голоса, кто-то, являющийся эталоном?
— Нет, такого учителя нет. Ведь в каждой культуре есть свои древние традиции, так или иначе связанные с пением. Когда люди поют вместе, они ощущают родство, это осуществляется на уровне сердечного резонанса. Раньше в общинах так и происходило. Это сейчас электронные приборы обрушивают на нас избыток посторонних звуков и огромное количество ненужной информации. А в древности источником информации являлись песни, былины.
К тому же, пропевать свои мысли намного легче энергетически, чем проговаривать. И воспринимается, и усваивается такой посыл лучше, он проникает в глубинные слои головного мозга и насыщает энергией подсознание. Если вы хотите что-то запомнить – пропойте эту информацию вслух.