Вне зависимости от профессии, у большинства людей есть глубинная потребность творчества, рисования, контактов с материей. Она делает с нами что-то настолько потрясающее, что облегчает жизнь и меняет состояние, делая его светлым, радостным, жизнеутверждающим.
Вы всегда чувствовали в себе такую потребность, но раньше не придавали этому значения? Поверьте, это может стать краеугольным камнем вашей души! Кроме того, начать рисовать никогда не поздно, считает архитектор, преподаватель и художник Елена Тарутина. Сегодня она даст нам несколько вполне конкретных советов.
Совет первый. Не откладывайте рисование до «лучших времён»!
Не нужно думать, что для рисования необходимо ждать, когда освободится достаточно большой отрезок времени. Этого может не произойти никогда.
Бывает, что ты ждёшь - отпуск, лето. А когда оно наступает, садишься с чистым листом и понимаешь, что ты не готов, просто не знаешь - что же делать, с чего начать?
Поэтому необходимо делать по микро-шагу, по несколько минут, но регулярно. В итоге накопится много-много маленьких шагов, и вот он - результат.
Приведу свой пример – чуть больше года назад, когда я поняла, что хочется увеличить количество творчества в жизни, я дала публичное обещание рисовать каждый день и начала свой проект «100 дней творчества». Сейчас число дней уже приближается к двум сотням. Проект можно увидеть онлайн в моих соц.сетях: https://www.facebook.com/elena.tarutina и https://www.instagram.com/elena_tarutina.
А вот здесь видео промежуточного результата: https://www.youtube.com/watch?v=Ci7LNAt6jAw&t=2s
Еще одно заблуждение - ждать вдохновение: это не только бесполезно, но даже в чем-то вредно. Конечно, приятно, когда оно есть: на тебя нашло, ты рисуешь с удовольствием.
Но если всегда ждать, то точно не дождешься. Просто нужно начинать работать, что-то делать – вдохновение рождается в процессе.
Постепенно вы войдете в некое «разрисованное» рабочее состояние, когда вам будет постоянно хотеться что-то делать. Вас начинает засасывать туда, и вы думаете: вот у меня сейчас 15 минут освободится, и я это сделаю. Словом, не надо ждать ничего!
Совет второй. Начинайте с простейших материалов.
Люди часто совершают такую ошибку: идут в художественный салон и покупают дорогостоящие материалы, всё самое лучшее. А потом… вообще не знают, что с этим делать! Во-первых, страшно: все такое дорогое, боишься испортить. Мало того, что ты деньги тратишь, так тебя это ещё отдаляет от начала: все материалы такие совершенные, такие хорошие, качественные, а ты вообще неумелый, не знаешь, что с ними делать. На этом не надо зацикливаться, нужно осваивать самые простые материалы.
И, по возможности, они должны быть разными: жидкими, густыми, прозрачными, кроющими, сухими.
Например, прекрасный материал – рисовальный уголь, он бывает прессованный и древесный.
С него можно начать просто для того, чтобы расслабиться. Можно взять и замазать огромный лист этим углём. Как ребёнок! Это расслабляет. Ты больше не боишься белого листа.
Изучать, исследовать, играть, а не «создавать шедевр» - вот что нужно на первоначальном этапе. «Создание шедевра» напрягает и отбивает творческий порыв надолго.
Из материалов также можно взять пастель, рисовальный соус, простую акварель, краску - например, самую примитивную гуашь, как у детей в школе.
Кисти тоже можно приобрести недорогие – щетину и белку 2-3 размеров или их заменители.
Итак: гуашь, темпера, акварель, уголь, пастель и очень мягкие карандаши – 8В, 7В. Это такой базовый набор начинающего художника.
Чтобы начать рисовать, не нужно покупать дорогостоящие материалы и ждать вдохновения.
Совет третий. Не учитесь по мастер-классам в стиле «Рисуем картину за один день».
Можно ли научиться рисовать по видео, книгам, не оканчивая художественную школу? Как научиться? Как освоить хоть что-то? И что?
Освоить, конечно, можно. Но лучше, чтоб присутствовал объёмный подход, а не то, что увы, сегодня так популярно – различные мастер-классы в духе «как нарисовать венецианский дворик маслом в солнечный день» или «лавандовые поля Прованса». Это профанация, а не обучение. Такое занятие можно сравнить с вышиванием крестиком по номерам, и к творчеству, обучению и формированию видения это не имеет никакого отношения.
И, кроме этого единственного шедевра сомнительного качества, сам ты потом ничего не сможешь нарисовать – ни руки не развяжутся, ни понимания не прибавится. Подходит такое разве что как разовая акция-развлечение.
Лучше найти такие курсы, где есть объемный подход, где учат базовому знакомству с техниками и направлениями, дают палитру возможностей и инструментов.
Родителям, отдающим ребёнка в студию, советую обращать внимание на то, чтобы там знакомили с разными типами видения, с разными художниками и техниками, расширяли диапазон и художественный кругозор ребенка, а не сводили его к неким догмам. Но зачастую в художественных школах и студиях обучение построено на том, что детям дают определенный набор шаблонов. Это, к сожалению, очень распространенная практика, которая базируется на сухой академической школе, напрочь отбивающей у детей интерес к творчеству.
Но даже если вы не нашли подходящей детской студии, не переживайте.
У ребёнка заложен колоссальный потенциал к творчеству, главное - создать для его раскрытия подходящие условия. В доступе начинающего художника должны обязательно быть разные материалы: краски, пластилин, вспомогательные вещи - обрезки бумаги, упаковки, картон, бумаги, веревки, цветные скотчи. Из этого можно что-то сооружать, придумывать, приделывать, подкрашивать. Если ребёнок вдруг не заинтересовался - делайте все вместе с ним!
Даже если родители думают, что они не умеют рисовать, нужно пытаться пробовать одно, другое… Ребёнку неважно, какой результат у родителей. Ему нужен пример того, что родители это делают, что им интересно, что они творчески взаимодействуют со всеми этими материалами.
Совет четвёртый. Где черпать темы?
Прислушиваться к себе и находить то, с чем ты сам резонируешь. Есть вещи, которые человека волнуют, и он думает: «Вот бы так!» Именно эти вещи нужно в себе искать. Можно ехать в общественном транспорте, смотреть по сторонам, думать: а как бы я вот это нарисовал, какой материал здесь лучше подойдет. То есть просто «включать» зрение. Причём, искать обычные красивые сюжеты, как ваза с розами или восход солнца – это не всегда то, что нужно, просто это некий «принятый образ красивого», который вас лично может совсем не зацепить.
Нужно смотреть на реальность: она, на самом деле, намного богаче, сложнее, в ней больше цветов, оттенков, тонкостей, нюансов. И сюжет зачастую можно найти там, где «красивое» искать не принято - в старом заборе, на потрескавшейся многослойной стене, в недостроенной конструкции. Или тень упала вдруг, и это вообще ни на что не похоже: но она проявила невероятную фактуру! Натура намного богаче, намного интереснее, если начинать на неё смотреть не мозгом, а из собственных чувственных ощущений.
Вот примеры того, что вдохновляет меня: https://www.youtube.com/watch?v=xIQG_RwDvRM&t=8s
Можно сделать такую работу-коллаж: собрать на один лист все темы, которые волнуют, (желательно из своих собственных фото, не из журналов). В итоге получится визуальная карта с вдохновляющими идеями для рисования. А потом можно двигаться по ним дальше.
Если вы не знаете, с чего начать, попробуйте копировать художников. Их можно читать, как книги: какая у них манера, какие приёмы, какая палитра, какая композиция? Кто-то говорит: «Как же мы будем копировать художника? Этого же вообще нельзя делать». Начинаются предубеждения. Но книги же мы читаем, берем информацию! Мы это пропускаем через себя, а потом своё всё равно проявится. Начнут возникать свои сюжеты, и вам уже не захочется никого копировать, только создавать.
Для начала советую посмотреть мою видеоподборку из ста художников, которых я считаю достойными того, чтобы у них учится: http://tarutina.ru/2016/03/14/iskusstvo-dlya-probuzhdeniya-tvorchestva-100-masterov-video/
Совет пятый. Ищите питательную среду и тех, кто в вас верит
Человек – это большая загадка. Как определить получится из него художник или нет?
Да, встречаются самородки, из такого человека идёт что-то невероятное. Иногда видно, что человек склонен к рисованию. Но ведь он может сделать со своим талантом что угодно. Захочет – будет развивать, не захочет – погубит.
Но иногда бывает наоборот. У человека вообще ничего не получается, но он пытается! И если у него есть к этому стимул, интерес, желание, то дальше он раскрывается, и происходит невероятное!
Очень по-разному бывает, поэтому всегда нужно человека поддерживать.
Тут также важны интерес и некая общая «разбуженность». Если человеку дать резонанс, растормошить, «разбудить» его, показать разные упражнения – в общем, поместить в развивающую питательную среду, то у него начинает пробуждаться интерес, который постепенно раскручивается, набирая обороты. Он начинает хотеть, начинает делать. И это – самая главная движущая сила.
Здесь можно пройти мой бесплатный курс «Будильник для творчества»: http://tarutina.ru/category/master-klassyi/kurs-budilnik/
Творите и будьте счастливы!