Так или иначе все люди поют: на семейных посиделках, на вечеринках с друзьями, в дУше. Независимо от того, преподносится песня большому количеству людей со сцены стадиона или напевается себе под нос во время уборки квартиры, вокал «преследует» нас в обыденной жизни на каждом шагу. Но мало кто знает, что вокал может быть еще и лечебным. Подробнее об этом расскажет в нашем интервью педагог по вокалу высшей квалификационной категории, профессиональная вокалистка, лауреат всероссийских и международных вокальных конкурсов и фестивалей, член Ассоциации учителей здоровья России - Елена Табонайнен.
- Чем занимается Ассоциация учителей здоровья?
- Эта ассоциация базируется на основе системы образования России, где каждый учитель обязан быть учителем здоровья. Наша задача - постоянно напоминать людям о возможности повышения качества жизни. И так как, в основном, мы - публичные деятели, мы носим этот лозунг, говорим об этом в разных интервью (как сейчас, например). Это как посол доброй воли, когда всякие принцессы выигрывают конкурсы красоты, а затем они должны проехаться, показать, что красота и доброта - это всё единое целое. То же самое и здесь: практикуй то, что проповедуешь.
- Что из себя представляет вокальный фитнес?
- Вокальный фитнес - это комплекс дыхательных упражнений, которые позволяют в течение короткого времени привести все ресурсы организма в активное действие. Дыхательный фитнес является универсальной системой, которая направлена на вентиляцию организма, запуск всех ресурсов и обогащение нашего тела кислородом. Например, после этих практик наблюдается легкость при подъеме. К тому же, он буквально медицински прописан людям с заболеваниями ЛОР-органов: ко мне даже со справками от врача люди приходили. Во время некоторых упражнений приливший к гортани кровоток отметает вредных микробов.
- С чего началось ваше знакомство с вокальным фитнесом?
- У меня это, естественно, связано с занятиями музыкой. Я преподаю вокал уже 18 лет и за это время поняла, что педагогическая система у нас в России находится пока что в «зачаточном» состоянии. Будучи молодым педагогом, я стараюсь постоянно узнавать что-то новое и доносить это до людей. Поэтому к вокальному фитнесу я, разумеется, пришла с собственным опытом. Есть такие дыхательные практики, которые используются в хоровой музыке. Чтобы раскачать звучание хора, существуют разминки, некоторые из них я узнала из этого вокального направления. Мне стало интересно, и я начала их развивать, постепенно стала разрабатывать индивидуальный подход к каждому ученику. И в результате, связав дыхательные упражнения с некоторыми вокальными практиками, я получила адаптипно-уровневую универсальную систему, которая является не только емкой, но и интересна всем возрастам.
- И затем вы защитили эту программу на государственном уровне, верно?
- Да, в прошлом году я стала «Учителем года- 2016» в номинации «Творческий педагог», защитив одну из самых известных своих программ: «пение через движение» или «освобождение через звук». Помимо нее у меня есть различные категории программ, и все они защищены на государственном уровне.
- Чем эти программы различаются?
- Программы - это такие конструкторы, которые по деталям составляешь друг с другом. Люди же разные бывают: кому-то нужно больше сделать акцент на дыхательную практику, кому-то необходим уклон в базовые вокальные знания. Исходя из таких моментов и составляется общая программа.
- То есть вокальным фитнесом можно заниматься независимо от того, учился ли человек музыке до этого?
- Совершенно не важно, сколько человек занимался музыкой, и занимался ли он ей вообще. Помимо положительного влияния на здоровье, вокальный фитнес позволяет быстро и качественно научиться петь даже тем людям, которые об этом и не мечтали. Я часто слышу фразу: «Мне медведь на ухо наступил». Это всё пережитки старых методик. У всех есть слух и все могут петь, независимо от исходных данных. Если человек хочет дойти до более высокого уровня, ему просто понадобится больше усилий.
- А есть ли возрастные ограничения?
- Нет, их нет. У меня есть мастер-классы, куда приходят с маленькими детками. Любой сознательный возраст подходит для того, чтобы начать заниматься вокальным фитнесом. Единственное: тут педагогу очень важно внимательно следить за малышами.
- А вообще, насколько отличается подход к детям?
- Дети, конечно, самые сложные ученики: они еще не настолько замотивированы, как взрослые, поэтому, помимо того, чтобы дать им хорошие глубокие знания, педагог должен еще и найти правильный способ их разрядить. Еще один очень важный момент про детей: не много педагогов знают такой термин, как «охрана детского голоса». А он существует на всех стадиях развития. Когда я училась в музыкальном училище, нам читался этот предмет отдельно, и я его зарубила себе на носу. Дело в том, что есть многие категории песен, которые детям вообще петь нельзя. А педагог, который этого не знает, может детскому голосу навредить.
- А как насчет различий в практиках для мужчин и для женщин?
- Есть тонкости. Например, когда мы делаем некоторые упражнения, связанные с грудной мышцей, я прошу парней делать их пожестче, не щадя её. А девушки делают это либо чуть выше, либо чуть ниже, чтобы грудную мышцу никак не травмировать. Потому что там же молочные железы, всё очень хрупко. Что касается вокального изображения (распевок, например), то там есть особенности диапазона. У мужчин диапазон гораздо шире, чем у женщин: он заканчивается гораздо ниже. Поэтому нужно точно знать правила голосоведения и хороведения: с какой ноты начинать распевать мужчин, а с какой женщин. Женщины - это вообще отдельная тема. Вокальный фитнес очень полезен с точки зрения течения женской энергии. Когда мы правильно пропеваем звук, художественно его извлекаем, или дышим правильно, то уже пропадает необходимость кричать, женщина становится спокойна.
- Вы упомянули о правильном дыхании. То есть в обычной жизни люди дышат неправильно?
- Большинство людей не задумываются о том, как они дышат. То есть им обычно это и не нужно. В большинстве своем люди дышат поверхностно и ненатренировано, совершенно не задумываются о том, куда пошел вдох - в диафрагму или нет.
- Сколько по времени занимает сеанс вокального фитнеса?
- Всё очень индивидуально. Это может быть и час, и два, и три: всё зависит от формата мероприятия. Под каждого клиента составляется отдельная программа: мы обговариваем, что и как хотим раскачать.
- То есть злоупотребить им невозможно?
- Если всё выполняется правильно, то невозможно. Я даю людям только то, что построено на природных инстинктах. Ничего такого, чем можно сломать себе мозг или надорвать связки.
- Чем опасен надрыв связки?
- Можно потерять голос.
- И как распознать первые сигналы?
- В первую очередь, это боль в горле. Также несмыкание связок: то есть берешь ноту, а она не поется. То есть, если человек здоров, нет никакой слизи, человек уже сходил к ЛОРу, к фониатору, но боль все равно продолжается, а во время занятий ощущается еще больше, это уже сигнал опасности. А, вообще, хороший педагог сам это заметит еще во время занятий при распевке - какой-то «песочек» в связочках.
- Как долго это лечится?
Е: У всех голос восстанавливается по-разному. У кого-то за неделю, у кого-то за 2 года. Когда исчисление идет на годы, значит, здесь задействована уже психосоматика. Тогда пациентом должна заниматься группа людей: фониатор, фонопед, педагог по вокалу и даже психолог.
- Выходит 2 года нельзя петь?
Е: Петь можно, но качество исполнение будет другим. У меня есть такие ученики, и мы с ними идем маленькими шажочками. Мы даже участвуем в конкурсах, даже получаем награды, но понимаем, как было раньше, и как может быть.
- Есть такое понятие, как «вокальная диета». Расскажите, в чем ее особенности?
Е: Вокальная диета отметает такие продукты, как семечки, чипсы, орешки. Соленое, острое, перченое, шоколад (особенно с орехами), кофе. То есть всё, что оседает на связках. Есть еще один распространенный миф - коньячок перед выступлением. Это всё киношный вымысел. Коньяк (да и вообще алкоголь) сушит связки. То есть от этого всего не нужно отказываться насовсем, но во время подготовки к концерту лучше отказаться: только здоровая пища и много воды, чтобы прочищать гортань. Еще очень полезна для вокального аппарата ложка оливкового масла натощак: оно стекает по связкам, смягчает и насыщает их аминокислотами.
Будьте здоровы и помните, что петь полезно!
Автор: Дмитрий Трушев