Об одном из методов современного психоанализа - sandplay - мы поговорили с сертифицированным юнгианским аналитиком, членом IAAP (Международная ассоциация аналитической психологии), Викторией Андреевой.
- Как и когда возникло это направление?
- Это один из методов юнгианского анализа. И это мой любимый метод, я изучаю его много лет. Когда-то я создала авторскую программу, чтобы делиться с коллегами. Мы исследуем, что такое sandplay, как его применять, чем он отличается от других методов. Это невероятно спокойная и экологичная методика, которая позволяет визуализировать ваши внутренние состояния.
Родоначальницей, «мамой» метода, является Дора Калфф, ученица Юнга. Это середина XX века. – не так уж и давно. Очень образованная женщина, владела многими языками, изучала аналитическую психологию, увлекалась восточной философией, дзен-буддизмом.
Год Дора Калфф проходила обучение методу игры с песком и миниатюрами у Маргарет Ловенфельд, детского психотерапевта из Англии. Со временем она пришла к своему методу, который и назвала – sandplay (сэндплей).
Царевна лягушка - широко известный символ трансформации из лягушки в красавицу с помощью любви Ивана царевича. Ведьма и лебедь как два противоположных материнских аспекта: позитивный и негативный. Все три образа женские, как если бы надо было их собрать, соединить в целое.
- В чем заключается идея метода?
- Мы используем два деревянных лотка размером 50*70, наполненных песком. Один сухим, другой – влажным. И большую коллекцию миниатюрных фигурок. Все это конечно продумано до мелочей.
Сама Дора Калфф говорила о том, что, чем больше фигурок, тем больше у клиента возможностей выразить себя. По мере продвижения самой Доры Калфф в процессе изучения аналитической психологии и sandplay она приходит к идее, что серия картин в лотках сопоставима с серией сновидений и отражает этапы индивидуации, развития психики.
По сути, это контакт с бессознательным: с помощью фигурок и песка мы отражаем свои внутренние трехмерные пространства. И это взаимодействие не требует вмешательства в виде интерпретаций, которые были во многом приняты в те времена: объяснять, что значат картины.
- В чем терапевтические преимущества sandplay?
- Sandplay позволяет проявиться «самости» – нашему психическому центру, что как раз и дает возможность интегрировать эти наши части – потерянные, вытесненные в результате травм, развития социализации, родительских и культурных установок.
Этот процесс дает необходимую энергию для исцеления психики от симптомов, страданий, с которыми человек обращается.
Героическая история. Для того, чтобы пройти важные этапы (например, сепарации) или справиться с жизненным кризисом, нам необходима крепкая и отважная героическая часть, которая справится с регрессивными, материнскими, бессознательными силами, тянущими нас назад, поглощающими. Такие силы может выражать образ дракона, устрашающий и поглощающий образ Великой матери.
- Какова задача терапевта в сеансе?
Прежде всего - это создание безопасного, свободного, защищенного пространства для клиента, где бы он мог дать возможность развернуться этому диалогу, услышать, увидеть свои части и интегрировать их в сознание. Этот обмен, который постепенно начинает выстраиваться. Sandplay-терапевт наблюдает за процессом.
Мы приглашаем клиента в это путешествие: с помощью песочниц увидеть свои внутренние части, которые при создании нужных условий раскрываются.
- А какие проблемы можно решить – психические, психологические – с помощью этого метода?
- Мы имеем дело с фигурками и с песком. В принципе, каких-то ограничений нет. И, если вообще нет противопоказаний психотерапии, то при любой проблеме можно использовать этот метод.
Все наши проблемы в семье, на работе, телесные и психологические симптомы – это отражение внутреннего конфликта. А здесь – возможность его увидеть и решить. В пространстве песка мы можем все это увидеть очень четко.
Мужское и женское. Как развиваются эти части внутри нас, и какие сложности и конфликты переживают. Чудовище из сказки «Красавица и чудовище» заколдован и предстает устрашающим. Такой пугающий внутренний мужчина будет создавать сложности в отношениях с противоположным полом. Белоснежка же юная девушка со своей непростой историей. Ее преследует мачеха, а защищающей матери в ее жизни нет. Такая пара может выражать серьезные проблемы в отношениях.
- Хорошо. А фигурки подбираются каким-то определенным образом?
- Они очень разные. Это все миниатюры и внешнего мира, и нереального, фантазийного. Все, что можно только себе представить, вообразить, мы стараемся иметь в виде таких образов на полках – из разных материалов, из разных географических мест, культур, религий и так далее.
- Я правильно понимаю, что вы не даете никакой интерпретации и советов?
- Не даю. Но и работа не выглядит так, что клиент переступил порог и сразу пошел строить. Предварительно мы разговариваем, обсуждаем то, что для клиента актуально, важно, с чем он пришел. В процессе устанавливается контакт.
Потом клиент по своему желанию может построить картину. Но ее мы не интерпретируем. Если у клиента есть желание что-то обсудить – обсуждаем, но к прямой интерпретации не переходим и, таким образом даем возможность процессу углубляться и, соответственно, запускаются процессы трансформации и исцеления.
На смену хаосу и конфликту приходит разрешение. Картина за картиной как страницы сказочной истории переворачиваются перед нашими глазами. Появляется герой, который побеждает богиню хаоса – Тиамат и становится хозяином и творцом собственного королевства. Исследует и осваивает его. Появляются ресурсы и энергия для творчества, желаний, жизни.
- А вы понимаете, что происходит?
Сказать, что мы все понимаем сразу – нет, это ведь внутренний мир другого человека. Но мы стараемся. Мы над этим работаем: фотографируем картины, анализируем, обсуждаем их с супервизором. Но вы правы, мы не даем вербальную обратную связь клиенту, если он не просит. Наша задача – создать условия и сделать так, чтобы клиент сам пришел к решению проблемы.
Да, я знаю анамнез клиента, знаю его историю, я пытаюсь понимать, что происходит сейчас. И в этом смысле sandplay дает такие большие преимущества перед многими другими методами. Клиент не может озвучить многие вещи, потому что иногда нет возможности перевести чувства в слова. И он об этом не говорит, но это уже есть в песочнице, и мы можем видеть это.
- А как вы понимаете, что терапия завершена? Проходит какой-то определенный срок? Или вы это видите и говорите клиенту, что у него улучшения?
- Завершение – это как правило это общее решение, к которому мы приходим. Во-первых, вряд ли так бывает, что он не видит улучшений, а я их вижу. В процессе клиент приходит к большей осознанности, разрешению конфликта, ответам на вопросы. И со стороны это тоже очень видно. Обычно процессы идут к какому-то решению, выходу – все это можно увидеть по картинам на песке.
- А вообще на мировом уровне популярна ли эта терапия? И как у нас в России?
- Это очень популярный метод. В России он стал пользоваться спросом только последние годы, но очень активно.
Поэтому, если появится необходимость или просто захочется разобраться в себе, может быть стоит попробовать вот такой необычный пока для нас, но очень интересный метод- «сэндплэй».
Автор: Анна Николаева