Гонка технологий постоянно приводит к увеличению пробега, облегчению конструкций авто, снижению уровня шума, удобству, – всем этим характеристикам отвечает электромобиль. Интернет вещей настолько близко, что… стоит лишь протянуть руку. Как технический прогресс отражается на окружающей среде, о достоинствах и недостатках не загрязняющих воздух машин мы поговорили с владельцем сети зарядных станций для электромобилей Максимом Осориным.
Электромобиль - автомобиль, приводимый в движение одним или несколькими электродвигателями с питанием от автономного источника электроэнергии, а не двигателем внутреннего сгорания.
- Где размещены ваши зарядные станции и как их идентифицировать?
- Часть станций нашей сети публично доступна и установлена в торговых и офисных центрах; часть обслуживает корпоративных клиентов. Если вы владелец электромобиля, вы всегда можете воспользоваться интерактивной картой на нашем сайте и увидеть, где есть свободная станция.
Станция представляет собой большую «розетку». Для того, чтобы подзарядить ваш электромобиль, понадобится зарядный кабель.
- Сколько времени требуется на зарядку электромобиля и сколько он на ней проезжает?
- Совсем по-разному. Все зависит от марки и модели машины. Есть Tesla model S, которая проезжает четыреста километров на одной зарядке, а есть электромобили первой генерации типа Nissan LEAF, имеющие пробег в районе ста километров. Здесь же уместно вспомнить уроки физики - скорость зарядки определяется мощностью бортового зарядного устройства, и не все машины готовы принять, допустим, 22 киловатта на порт. Поэтому – от часа до нескольких часов.
- Выгоднее заряжать или заправлять автомобиль?
- Стоимость электроэнергии в разных странах может сильно отличаться. Но, тем не менее, несложные подсчеты показывают, что эксплуатация электроавтомобиля выходит все же дешевле, чем заправка авто с двигателем внутреннего сгорания. Минус затраты на тех. обслуживание, масла и смазки.
- По какому принципу располагаются ваши зарядные станции на карте города?
- Мы прошли все этапы расположений – ставили, где проще, дешевле и так далее, но в итоге пришли к заботе о клиентах. Время подзарядки – от часа и более, и его нужно где-то провести, поэтому сейчас мы размещаем свои станции на объектах коммерческой недвижимости, где вам есть чем заняться - поесть, сделать покупки, провести встречи. Плюс – поскольку вся эта история с электромобилями остается для нас пока еще нестандартной, мы вынуждены пользоваться услугами охранников, чтобы те следили за парковками, предназначенными только для наших клиентов. К примеру, в центре города, даже если там будут станции, зарядиться вы точно не сможете. Просто не подъедете.
- Какие электромобили изготавливают сегодня?
- Они есть в разных сегментах: где-то электропривод используется для того, чтобы сделать дешевый экономичный автомобиль, где-то для того, чтобы сделать супер-перфоманс-версию - как в Porsche, например. Самые динамичные – это Porsche, Ferrari, Lamborghini - подзаряжаемые гибриды (машина, у которой еще есть двигатель внутреннего сгорания), самые быстрые модели на сегодня.
Вообще практически каждый концерн сегодня старается выпускать электромобиль или гибрид и сегодня на рынке представлено огромное количество автомобилей во всех, без исключения, сегментах. Другое дело, что в России по востребованности на первом месте остаются автомобили Tesla, как свой круг по интересам.
- С чего началась история электромобилей в России?
- Рынок формировался следующим образом: первые электромобили в нашей стране появись в конце 2011 года, и привезла их группа компаний «Рольф» - в то время она была дистрибьютором Mitsubishi Motors. Это были маленькие Mitsubishi i-MiEV, их было продано в России достаточно много за несколько лет, причем в основном корпоративным паркам, поскольку частника сложно было уговорить в кризис заплатить более полутора миллионов рублей за не проверенное временем авто.
Затем, в 2013-2014 годах был пик серого импорта автомобилей Tesla. После этого «поправился» тех.регламент и этот рынок закрыли, поэтому в 2015 году на рынке Российской Федерации официально практически ничего продано не было. На нашем рынке, к сожалению, пока отсутствуют какие-то меры стимулирования, массовая инфраструктура, и, плюс ко всему, на рынке кризис – совсем не время для развития. Но я уверен, что электромобили займут свое место.
- Как обстоят дела с рынком электромобилей в Европе, к примеру?
- Штаты, Япония, Европа практически вся – за исключением постсоветского блока – постепенно переходит на сегмент электромобилей. Чтобы понять динамику: например, в Амстердаме три года назад было десять электромобилей, которые были переделаны энтузиастами (одним из них, кстати, был мэр города). А если сегодня вы приедете в Амстердам, вас встретит парк такси Tesla в аэропорте количеством – ну, не менее пятиста штук. Здесь электрический car-sharing на базе Smart и оргомное количество подзаряжаемых гибридов, потому что в Амстердаме, если вы приобретаете машину, заряжающуюся от розетки, то получаете множество бенефитов (получения денег или другого страхового обслуживания по договору страхования) от города, к примеру, вам дают парковку, оборудуя ее бесплатной зарядкой. В общем, если прийти куда-то и сказать: «А я вот езжу на электромобиле», вам ответят: «Ну и что, мы тоже все на нем ездим».
Кроме того, технология проникает и в разные другие сегменты, в том числе, появился и электрический автоспорт. В «Формуле-1» давно произошла электрификация, - сейчас есть целая отдельная серия, в Москве проходила прошлым летом – называлась «Формула Е». Это соревнования электрических болидов, серьезные гонки, большие имена.
- Как связаны электромобиль и окружающая среда? Какая в этом философия?
- Конечно, это, в первую очередь, экология и минимизация выхлопных газов. В крупных городах нашей страны свыше 90% всех выбросов приходится на транспорт, и больше 40% всего шума также генерирует транспорт.
Электромобили не имеют выбросов, даже с учетом производства электроэнергии из газа/мазута/угля они, в среднем, на 70% более экологически чистые по сравнению с автомобилями с двигателем внутреннего сгорания. А при использовании возобновляемой энергетики они практически на 100% чистые. Также они имеют минимальный уровень шума.
- Почему, по вашему мнению, мы должны прийти к этому сегменту?
- Потому что постоянно ужесточаются экологические нормы, и сегодня можно наблюдать, что для того, чтобы вписаться в них, автопроизводители вынуждены делать так называемый даун-сайзинг, то есть они уменьшают объем двигателя внутреннего сгорания и повышают его эффективность. Для этого сегодня выпускаются двигатели внутреннего сгорания с двумя, четырьмя турбинами. Пять лет назад было сложно себе представить BMW седьмой серии с четырехцилиндровым двигателем - сегодня это стандартная ситуация. Просто вопрос в том, что чем дальше вы это делаете, тем выше у вас себестоимость, а всегда есть предел. Скоро настанет точка, когда будет выгоднее поставить в автомобиле полностью электрический привод, чем заморачиваться с усложнением и выжиманием последних остатков из двигателя внутреннего сгорания.
- Каково соотношение выпускаемых автомобилей и электромобилей на сегодня?
- Сегодня автоконцерны по-прежнему продолжают вкладывать огромное количество денег в совершенствование автомобилей с двигателем внутреннего сгорания и параллельно они вынуждены развивать электрификацию, потому что они все уже давно поняли, что это неизбежно.
- Какова ваша философия?
- Мы хотим ускорить массовое внедрение электромобилей через развитие публично доступной сети зарядных станций в России – это наша цель. А миссия (или философия) заключена в том, чтобы оставить детям мир, в котором они смогут жить.
- То есть будущее за электромобилями?
- Да, и за интернетом вещей как таковым. И это вопрос не десятков лет, а нескольких. Как только себестоимость сравняется, как только среднеразмерный семейный автомобиль за 30-40 тысяч долларов станет в электрическом виде (а потребительские характеристики у него лучше, он тише, быстрее, при прочих равных) сравним по запасу хода с бензиновой или дизельной версией, про последнюю можно забыть.
Автор: Серафима Сатонкина